Sep 24, 2011 10:29
Начиная раскрывать данный вопрос, надо отметить, что именно распад СССР привёл к созданию независимого российского государства в его современном виде. У власти оказались политики, выдвинувшиеся в высшие эшелоны власти благодаря кардинальным изменениям политической системы Советского Союза в годы т.н. «перестройки». Их позиция по большей мере была антисоветской и антикоммунистической, они являлись сторонниками либерально-рыночного пути развития государства. Впрочем, и они и сейчас от таких взглядов не отрекаются, ведя нашу страну навстречу рыночному капитализму.
Следует отметить, что гибель великой державы кардинально изменила политическую обстановку на всех уровнях: от регионального до планетарного. Рухнули прежние экономические связи, военно-стратегические линии сотрудничества и рычаги политического давления - в результате балом правит американский военно-финансовый гигант, который, тем не менее, входит в период неизбежного кризиса и всё активнее теснится китайской государственно-экономической системой.
В Российской Федерации же, после отвратительно проведённой приватизации, политико-экономическая элита обрела новое значение в жизни страны: было усугублено бесправие трудящихся посредством банкротства многих предприятий и кризиса целых отраслей народного хозяйства, а также сверхлиберальной миграционной политикой было обеспечено неконтролируемое пребывание нелегальных мигрантов из стран бывшего СССР. Кроме того, основным источником дохода бюджета стала и продолжает оставаться добыча сырья (нефти, газа, леса и др.), которое затем, через созданных чиновниками естественных монополистов, экспортируется за рубеж. Это, с одной стороны, дало преимущество нашим управленцам для усиления статуса их корпорации в евроазиатском пространстве, а с другой - ещё больше способствует экономическому тупику, так как иные отрасли экономики развиваются слабее и наша зависимость от экспорта растёт день ото дня.
То есть, делая промежуточный вывод, можно сказать, что одним из факторов, определяющих государственную политику РФ в наши дни, является заинтересованность правящей элиты в невиданном доселе обогащении с помощью ими же созданных структур по эксплуатации природных богатств и человеческого потенциала, в том числе зелёный свет дан страдающей от безработицы и нищеты массе людей из Средней Азии.
Нельзя не отметить и факт появления после 1991 года новых угроз национальной безопасности РФ: возросший наркотрафик, международный терроризм, открытость границ, более настойчивые территориальные претензии, расширение НАТО на восток. Конечно, главной причиной этого является распад СССР, повлекший за собой утрату одной из наиболее эффективных в истории человечества систем геостратегического сдерживания. Этого могло и не произойти, ситуация могла и не усугубиться, если бы не своевременные и адекватные меры военно-политического руководства страны. Пусть в наши дни и предпринимаются шаги по воссозданию евразийско-планетарной системы, имевшей место в советское время, в виде образования Таможенного союза, ОДКБ, ШОСа, но эти меры не вполне способны оказывать действенное влияние, так как у региональных лидеров и элит есть свои, не всегда пророссийские устремления и задачи.
Работа российского государства по упрочению своего геополитического потенциала безусловно идёт, но она натыкается на следствия распада СССР: неимоверный уровень коррупции, плохая слаженность работы государственных органов (каждый руководитель мыслит себя местным князьком, а не должным работать в связке с другими элементами системы), которые ведут к неудовлетворительной проработке программ развития страны.
Итак, мы выявили ещё один фактор: неспособность (а, может, и нежелание) государственного руководства справиться с нарастающим количеством качественно новых проблем и кризисов в жизни страны вследствие обострения и возникновения новых угроз после распада Советского Союза, поставившего перед суверенной Россией важнейшие цели и задачи. Но государственное управление идёт коряво вследствие внутренних пороков и отсутствия надёжного потенциала для развития.
В рассматриваемом нами вопросе нельзя не затронуть и идеологический аспект. В СССР хоть и была однопартийная система, заменившая как аппарат управления и подавления государство, но в ней, при всех недостатках, разрабатывались программы социально-экономического развития, идеологического формирования личности. Элита менялась более динамично, так как попасть в неё было относительно проще - из любого социального слоя (рабочих, крестьян, интеллигенции, служащих, военных). Талантливые и перспективные, с точки зрения личностного роста, люди сознательно отбирались государством для дальнейшего укрепления системы. То есть государственное управление питалось новыми соками за счёт самим же им созданной и вполне адекватно функционировавшей системы: подготовки кадров, формирования целостной и всесторонне развитой личности - и это ради блага Родины, а не своего кошелька или пуза.
В наше время мы имеем нонсенс: в основном законе закреплено отсутствие какой-либо государственной идеологии. Из этого, на наш взгляд, и вытекает корявая молодёжная и кадровая политика. Потому что любое государственное управление должно строиться на системе идей, целей и ценностей - так есть в каждой развитой стране! Но нашей элите, по-видимому, чужды динамичные изменения в государственном управлении, приток перспективных и самостоятельных личностей со своими взглядами. Поэтому, здесь мы выявляем ещё один фактор: формирование и реальное действие государственной идеологии для российской системы управления чревато утратой влияния нынешней элиты, а как следствие - изменением социально-экономического развития, идущего с перенаправлением денежных потоков в экономике и ужесточением контроля за их использованием. Для всех этих важных изменений требуется политическая воля. А она на горизонте пока что не просматривается.
22 сентября 2011 года.
политика,
коррупция,
миграция,
государство,
геополитика,
элита,
государственное управление,
СССР,
1991,
экономика