Я уже писал в прошлых сочинениях, что считаю миф некоторым концентрированным отражением далекого прошлого человечества. Через миф, возможно приблизится к разгадке главной тайны - отделения человека от царства природы.
Ключевым вопросом, опять же, на мой взгляд, тут предстает принцип жертвы. Либо это жертва во имя поддержания равновесия, кульминация определенного цикла, который через жертву вновь возвращается к «золотому веку», чтобы затем деградировать до нового жертвоприношения, которое снимает противоречия и восстанавливает баланс. Так, Крон пожирает своих детей, эти ростки угрожающего старому порядку нового бытия. Посвященные Крону сатурналии в культурах разных обществ выполняли в принципе, ту же работу. В ходе этих празднеств как бы разрушался старый мир социальных связей через инверсию ролей, в том числе и половых, чтобы потом из этого социального хаоса зачать новый мир. Об этом редко вспоминают, но после сатурналий начинается новая фаза социогенеза, люди восстанавливают социальные связи, ходят в гости, т.п. Отчасти этот обычай в рудиментарной форме сохранился в новогодних празднествах. Кстати, Бахтин развивая свою теорию карнавала и отчасти трансформируя ее в боевой социокультуный вирус сделал достаточно простую вещь. Он отсек от карнавала-сатурналии фазу пересоздания мира, оставив лишь разрушительно-бесчинствующий начальный период, осуществив, таким образом, псевдокарнавал нон-стоп. Матримониальные культы своеобразно замыкали кольцо вечного возвращения, принося человеческие жертвы. Маяковский с содроганием писал по этому поводу: «Это я Маяковский Владимир к подножью идола нес обезглавленного младенца». Культ матерей признавал только одну подлинную жертву - во имя целостности мироздания новое, безвинный младенец должен быть заклан и пожран жрицами-титанидами. Кровавый ритуал представлял собой, отчасти, способ сброса системной сложности, устранением противоречий через уничтожение новизны
Напротив, жертва Прометея является как бы антисатурналией, разрывающей кольцо вечного возвращения. Притом, что сам Прометей плоть от плоти принадлежит к матримониальному порядку. Однако, он олицетворяет начало предвидящее, рвущееся за рамки обусловленности. Жертва во имя поддержания порядка становится жертвой во имя развития. Через эту жертву во Вселенной появляется новый субъект - человек. Исходя из этого, сущностью человека является необусловленность. Однако, разум человеческий сразу вступает в потиворечие со смертностью человека, даже греческие герои, такие как Ахилл не могли избежать своей судьбы.