Философские тетради

Mar 24, 2016 18:41

Оригинал взят у pokrish_kin в МЕТАФИЗИКА. часть 4 глава 1


(предыдущая статья)
Полученные вопросы в процессе написания цикла статей ставят перед фактом того, что необходимо возвращаться к предыдущим текстам для пояснения некоторых понятий. При этом обнаруживается, что люди, которые убежденно говорят, что они стоят на позициях материализма вообще не понимают, что есть разработанная Марксом философия диалектического материализма.
    Что марксизм есть учение, выстроенное именно на таком философском фундаменте. Материализм есть основа мировоззренческого подхода к высшим, на момент жизни Маркса, научным и культурным достижениям человеческой мысли. Говорить о том, что Маркс был не «чистым материалистом» есть пустословие, софистика. Здесь как говорил Ленин «или-или», и я, используя упрощённый подход Энгельса (не примитивный, а простой) согласен, что философия, как мировоззренческий подход, делится на материализм и идеализм. Вся беда современных последователей марксизма изучающих марксистскую политэкономию, есть незнание хотя бы основных положений диалектического материализма. Но не это беда, а беда в том, что и знать не хотят.

Метафизика же, объективно получившая новую жизнь, благодаря в том числе С. Е. Кургиняну  (неважно кто как относится к этому человеку), получила и новое развитие. Метафизика не заменяет диалектику или логику, она изучает абстрактно конкретные исторические (метафизические) даты. В процессе познания она является инструментом для отражения энергий, которые были затрачены в процессе производства капитала. Методы, применяемые метафизикой, позволяют оживить мертвый труд, воплощённый в физическом, умственном, духовном продукте. Произвести замер этих энергий. Выявить качественное и количественное разделение труда и предоставить эти эмпирические данные для диалектического материализма. Исследуя абстрактно конкретные «вещи», которые являются частью конкретно общих общественных процессов, метафизика предоставляет эти объективные данные для диалектического познания, которое посредством логики выявляет объективные законы развития общества. Метафизика необходима и как оптика, с помощью которой я смогу зафиксировать очень слабые энергии и энергии огромной величины происходящих процессов. Использование всех вышеперечисленных свойств метафизики позволяет сказать, что с помощью такого подхода я могу исследовать предельные основания исторических процессов, проявляющие себя в результатах человеческой деятельности.

Весь получивший результаты ревизионизм марксизма, начинал с разрушения фундамента этого учения. Первое что делали такие ревизионисты - делали шажок в сторону признания Маркса не «чистым материалистом», потом били таким Марксом по всему учению, истоком которого являлась немецкая философия, английская политэкономия и французский утопизм. А именно материализм развитый Марксом, обосновавший основные положения диалектического материализма, стал основой всего марксизма. Ленин выразил сказанное такими словами: «В этой философии марксизма, вылитой из одного куска стали, нельзя вынуть ни одной основной посылки, ни одной существенной части, не отходя от объективной истины, не падая в объятия буржуазно-реакционной лжи». Тогда надо признать, что все поучения таких людей-ревизионистов не приведут ни к чему новому, только как, к примеру, результатам и выводам последователей «маржиналистской революции», доказавшей свою полную бесплодность. Или получат результаты экономистов, стоящих на любой другой идеалистической позиции, неважно вульгарного материализма или идеалистической философии, которые тоже доказали свою беспомощность перед реальностью.

В своих статьях я не хочу никого очернять или приклеивать ярлыки. Наука, развитие общества, проделали большой путь со времени жизни Маркса. Я лишь хочу осмыслить результаты этого пути, и использовать учение Маркса для осознания процессов происходящих в общественном бытие, которое объективно проявляет себя через экономические отношения. Давать определения «понятию», «категории», «явлению» не есть моя задача. Такие исследования проводили многие марксологи. Есть замечательные работы не только Маркса, Энгельса, Ленина, но и, например, Лифшица, Ильенкова и др. Я не могу объяснять различный философский подход к определению «созерцания» предмета, переход к его «представлению» в виде субъективной абстракции и логический переход к «понятию», формированию объективной абстракции. Для меня важно разобрать понятия политической экономии, так как они необходимы для исследования исторических событий. Эти события я исследую с помощью метафизики - метафизики диалектического материализма. Понятия при этом вырабатываются на основе анализа массы фактов, которые выражают объективную конкретность исследуемого предмета. А вот выявление и обобщение существенных фактов - вот та реальная проблема, решение которой совпадает с решением логической проблемы о природе, содержании различных понятий.

В английской политэкономии понятие капитал определяется одним «существенным» критерием - собственностью. Нет собственности - нет понятия капитала. Собственность возникает в процессе общественных экономических отношений, и отражает процесс присвоения результатов труда. Нет общественного рыночного субъекта - нет понятия собственности.   Маркс подходит к исследованию капитала, используя именно критерий собственности и определяет, на научной основе (естественнонаучных открытий), что капитал образуется в результате процесса труда. В этом процессе затрачивается энергия. Энергию можно разделить по содержанию (качеству) на физическую, умственную и духовную. Эта энергия воплощена в продукте, который может быть опредмечен или неопредмечен (овеществлен или неовеществлен).

Для того, чтобы перевести затраченную энергию в процессе производства, в универсальные единицы, вводят понятие стоимости, которое является критерием для определения цены. Цена - это числовое выражение стоимости. Это диалектический подход к понятию капитала, основанный на философии материализма. Форму продукта в зависимости от затраченной энергии абстрактно можно отнести к физическому, интеллектуальному или духовному капиталу. Такое разделение возможно только потому, что существует такое понятие и критерий как собственность. Для возможности осуществления обмена продуктами необходимо признать право собственности над результатами труда. Признание права собственности, не важно моральное, юридическое, даже просто вербальное, дает возможность и является причиной образования товарной формы капитала. Деньги - это тоже товар (имеет физическую форму, т.е. на его создание тоже затрачен труд), обладающий наибольшей востребованностью, т.е. его можно поменять на любой товар. Денежный капитал есть отражение производственного капитала. В марксистской политэкономии капитал - это не слово, наименование, символ присваиваемый определенной «вещи», а процесс расходования жизненной энергии, который обязательно воплощён в продукте (диалектический подход). Процесс образования капитала объективен, т. к. происходят затраты реальной энергии, а не абстрактной, т.е. мыслимой в голове. Затраты энергии происходят во времени и пространстве. Отсюда берут начало содержание многих понятий и определений марксистской политэкономии, отличных от английской политэкономии, для которой мыслить, например, капитал также естественно, как рассуждать о богоизбранности капиталиста, проявляющему гуманизм по отношению к рабочим, которым он дал работу.
следующая статья

Previous post Next post
Up