23 февраля 2002 г. Ким Чен Ир осмотрел Тэхонданскую картофелеперерабатывающую фабрику. На ней создан новый цех - водочный.
На одной стороне в упаковочном помещении водочного цеха выставлены различные виды картофельной водки, выпускаемой фабрикой: 25, 30 и 40-процентная и другая. Однако все бутылки одинаковы - и по товарной этикетке, и по форме посуды. Все - «близнецы». И на первый взгляд душа ему не лежит. Не замечая этого, один из работников начал хвастаться водкой: продукция этого завода куда лучше, чем водка другой страны. Водка той страны содержит в литре 30 мг альдегида и метанола, что вызывает головную боль. А водка этого предприятия - по его словам, не более 4 мг. Пьешь - голова не болит, да и сразу - к трезвому состоянию. Вот чем хороша эта водка...
Ким Чен Ир, улыбаясь, говорит: водку пьют, чтобы хмелеть. Такую водку, которая сразу трезвит пьющего, нельзя считать хорошей.
Он, подняв раскупоренную бутылку, нюхает водку. «Какую оценку он даст?» - ждали работники с замиранием сердца, словно ученики на экзамене.
- Пахнет нонтхэги, - громко расхохотался он.
Уместная юмористическая метафора! И на лицах сотрудников заиграла легкая улыбка. Ведь он знает даже «нонтхэги» (род корейского самогона слабой спиртности) - жаргон, ходящий среди людей в социальных сетях.
Тот хвастун, «инпретатор» водки, с покрасневшим лицом не находил себе места. Ким Чен Ир, с нежным взглядом поглядывая на него, подбадривает его: начало-то неплохое. Картофельная водка должна слыть хорошим качеством, конечно же, и на международном рынке. Надо повысить качество картофельной водки «Тэхондан», чтобы ей хвастаться.
Слушая его, руководитель фабрики глубоко раскаивался на своем самохвальстве: «Какой я невежда!» Вместе с раскаянием у него заметно росла решимость выпускать не этакую «нонтхэги» с кисловатым запахом, а знаменитую картофельную водку «Тэхондан» со свойственным ей вкусом и спецификой.
В тот день Ким Чен Ир дал дельные советы: в зависимости от крепости водки форма и цвет этикетки, вид бутылки должны быть разными. А затем он обращается ко всем с вопросом: знаете ли вы историю, названия, крепость знаменитых водок мировой славы? Не сразу последовало ответа. Все только с недоумением поглядывали друг на друга. Словно поняв все, что в их душе, он с улыбкой на лице говорит:
- Исстари в нашей стране известна сочжу (корейская водка - ред.). А почему 25-процентную водку из картофеля не называют сочжу? Непонятно. Крепость этой водки невысокая, и издревле пили ее подогретую.
Ким Чен Ир начинает рассказывать о водке: японская шэйшу - 16-процентная. На протяжении истории в Японии предпочитали шэйшу. Японцы не любили пить сочжу - мол, она крепкая. Родина водки - Россия, ее крепость - 42- и 45-процентная. В той стране водки ниже 42 процентов даже не производят. Холодную водку пьешь - чувствуешь очень приятный аромат. Россияне хранят в холодильнике лед, а пьют водку со льдом. Пить водку-то хорошо. Известные китайские - маотайцзюу и байцзю. Их крепость - высокая...
Продолжается рассказ об известных спиртных напитках разных стран мира, в том числе о корейской сочжу, - обо всем вплоть до их названий, истории, крепости и методов выпивки. Работники глубоко увлекались его словами, как будто школьники интересуются сказками. Это была своего рода «спецлекция» на тему водки, которую до того не слышали. После своей «лекции» Ким Чен Ир еще раз серьезно сказал, что картофельная водка «Тэхондан» должна пользоваться доброй репутацией и на международном рынке.
Сегодня ее качество заметно повысилось, и она на ежегодной Общереспубликанской выставке по оценке качества водки не уступает 1-е место. И за рубежом - добрая репутация: «Корейская водка из картофеля бесспорно хорошая».