Ирак - цена вопроса

Nov 13, 2023 10:00

Ирак - страна, открывшаяся для туризма всего два года назад. До этого 40 лет там почти никто не бывал - ирано-иракская война, "Буря в пустыне", нефть в обмен на продовольствие, американское вторжение 2003 года, восемь лет оккупации с почти ежедневными терактами, война против ИГИЛ. Редкие искатели приключений, которые туда добирались, тоже не сильно много ездили по стране, так как это было опасно и много куда не пускали. Но все это изменилось в 2021 году. Теперь любой может прилететь в Багдад и бэкпекерствовать по всей стране (ну почти), войны и терактов нет. Информации тоже очень мало - на той же wikivoyage статьи еще довоенные. Я для подготовки использовал в основном вот эту статью девушки из Венгрии, которая побывала в Ираке уже несколько раз. Но некоторые аспекты там уже успели устареть, настолько быстро все меняется.



База
Валюта Ирака называется динар. Официальный курс $1 = 1300 динаров, неофициальный $1 = 1600 динаров. Я не знал про черный курс, нигде в блогах и путеводителях про него упоминаний не встречал, видимо только в этом году появился. В обменниках, где я видел выставленный на табло курс, стояло ~1300. Как же я удивился, когда в Наджафе на рынке нашел обменник, и мне выдали динары по курсу 1600! Дальше буду цены переводить в доллары по 1600, хотя по факту больше половины расходов для меня вышли по 1300, то есть несколько десятков долларов я на этом потерял.
В ходу купюры не совсем обычных номиналов: 250, 500, 1000, 5000, 10000 и 25000 динаров.


Розетки в Ираке либо британского типа, либо универсальные.
Интернет: я купил у первого обнаруженного провайдера Asia Cell. Заплатил 1500 динаров за симку + 15000 за 10 гигабайт интернета. За 25000 можно купить 20 Гб. Забавно, что про Ирак нет статьи на вики prepaid-data-sim-card, хотя там есть даже статьи почти про все страны Африки и Океаниию
Язык: арабский. Уровень владения английским, пожалуй, самый низкий из всех арабских стран, где я был, что немного удивило, учитывая 8 лет американской оккупации. Надо практиковаться в арабском.

Виза
Визу можно получить по прилету в аэропортах Багдада и Басры, также есть инфа, что визу дают и на наземных границах с Иорданией, Кувейтом и Ираном. Границы с Сирией и Саудовской Аравией вероятно закрыты, а вот граница с Турцией открыта, но вроде как полноценную визу там не дают, как и при прилете в аэропорт Эрбиля. Это странная ситуация, поскольку граничащий с Турцией Иракский Курдистан имеет широкую автономию, и там даже был референдум о независимости. До 2021 года, когда Ирак стал давать визы по прилету, все путешественники ездили в основном только в Курдистан. В Курдистан граждан многих стран пускают вообще без визы бесплатно, гражданам РФ надо получать визу онлайн либо по прилету. Но эта виза действует только в Курдистане, в остальную часть Ирака по ней не пустят!
Виза официально стоит $75, но с меня в аэропорту Багдада взяли $80. Процесс оформления организован довольно хаотично, все ждут, толпятся, потом сдают паспорта и анкеты одному пограничнику, он уходит на полчаса их оформлять куда-то.

Жилье
Гостиницы в Ираке довольно дешевые. Искать их нужно на месте, так как на букинге очень мало, в основном в Багдаде и Эрбиле, и не самые дешевые. В основном отели стоят 20-30 тысяч динар ($12-18). Самая дешевая была в Кербеле всего за 10000! Вообще в Кербеле и Наджафе очень много гостиниц, так как туда приезжают паломники. В других городах гостиниц мало, лучше заранее прикинуть, в какую поедете селиться.
Самая дорогая гостиница была в Багдаде - 40000 динар.


Еда
В Ираке практически нет ресторанов с меню. Я наткнулся на один только в самом конце в Мосуле. Как правило, в заведениях либо нет меню вообще, либо список блюд висит на стене на входе (на арабском, конечно). У входа сидит кассир, которому нужно в конце заплатить (бумажку-чек положит на стол официант). В таких местах ты заказываешь основное блюдо, а к нему бесплатно приносят хлеб, закуски и воду. Как в Турции, только закуски другие.
По вечерам начинают работать шашлычные, где шампуры лежат на передвижной тележке, а вокруг обычно пластиковые стулья и столы прямо на тротуаре. Палочка говяжего шашлыка стоит всего 3000 динар (меньше $2). Аналогично стоит небольшая палка люля-кебаба (обычно их приносят две за 6000, по сумме получается сильно больше стандартного турецкого кебаба).


Среди закусок тут попадаются винегрет, хуммус и квашеная капуста.


Меню дорогого ресторана (только на арабском). Тут блюда стоят 20-25 тысяч, как в Европе. Я взял блюдо "по-мосульски", оказалось очень вкусное мясо, хотя и жирноватое.




Супермаркеты тоже большая редкость. В основном это мелкие магазинчики.
Бутылка колы необычного объема 0.75 стоит 750 динар. Столько же стоит шоколадка Bounty или Mars. Сколько стоит вода - не знаю, ее постоянно где-то раздают бесплатно.


Транспорт
Основной транспорт в Ираке это коллективные такси. Это либо обычные желтые машинки, которые ездят и по городу - на четырех человек. Или большие машины на 10 мест, встречаются реже. Говорят, есть и полноценные автобусы, но я их на автовокзалах не встречал. По цене естественно чем больше мест в транспортном средстве, тем дешевле.
Коллективные такси отправляются из мест, которые по-арабски называются "гараж". Если сказать "Гараж Багдад", таксисты поймут, куда надо. В "гаражах" все довольно хаотично, но я ни разу не ждал долго. Хотя в основном ездил на четырехместных такси (не специально, просто видимо они чаще всего попадаются).


Как я понял, переднее место возле водителя стоит немного дороже. Еще подозреваю где-то с меня взяли больше денег, чем следовало бы, так что не гарантирую, что вы заплатите столько же, но примерный ориентир такой:
Багдад - Самарра 15000
Багдад - Хилла 10000 (4 места) / 6000 (10 мест)
Багдад - Басра 25000 (поезд купе)
Басра - Насирия 10000
Насирия - Наджаф 20000
Наджаф - Кербела 8000
Кербела - Багдад 15000
Багдад - Киркук 30000
Киркук - Мосул 25000 / 20000
Мосул - Эрбиль 6000 (маршрутка)


Также в Ираке имеются пассажирские поезда. Есть ночной поезд Багдад - Басра, который отправляется вроде бы три раза в неделю (Сб, Вс, Пн) в 7 часов вечера. В Басру прибывает в районе 4 утра - не очень-то удобно. Зато дешево - билет в четырехместное купе стоит 25000, а ехал я в купе один. Есть более дорогие двухместные купе за 35000, а также сидячие места сильно дешевле (там тоже два класса, самый дорогой 10000). Билет можно купить только лично на вокзале в день отправления, заранее мне не продали.
Также есть пригородные поезда Багдад - Фаллуджа и Багдад - Кербела.


На дорогах в Ираке встречаются блокпосты. Когда Ирак только открылся в 2021, в некоторые города туристов не пускали без сопровождения. Сейчас эта проблема почти исчезла, за исключением Самарры. Как правило, блокпост это пункт на дороге, где стоит военный и проверяет документы. Иногда он машет водителю рукой, и мы проезжаем. Иногда хотят посмотреть документы (хотя у местных могут не у всех смотреть). Тогда отдаешь паспорт, они смотрят фото и визу. В половине случаев просят выйти из машины и отводят в сторону в домик, где сидит местный начальник. Он фотографирует паспорт и визу на телефон, и желает счастливого пути. Пару раз у меня спросили, в каком отеле я планирую остановиться.
Единственный город, где туристам до сих пор не разрешают передвигаться просто так это Самарра. Раньше на въезде забирали паспорт, а при выезде возвращали. У меня паспорт не забрали, но военные на въезде в город посадили меня к таксисту, который собирался ехать в Багдад. Я еще поторговался и сбил цену с 50 до 30 тысяч (вообще коллективное такси стоит 15, ну я еще по городу проехал, так что нормально). Таксист довез меня до мечети Мальвия, которая оказалась закрыта. В мечеть Аль-Аскари везти не согласился, хотя я даже предлагал заплатить сверху. Возможно, туда действительно какие-то ограничения на вход.
К северу от Багдада блокпостов намного больше, чем на юге. На юге обычно только при въезде в город проверяют, а на севере и по пути бывают посты.
Между Киркуком и Мосулом со мной произошла забавная история. На первом же блокпосту в 10 км от Киркука наше десятиместное такси замели. Меня подробно расспросили, посмотрели мои фотки в инстаграме, после чего подъехали несколько мужиков с автоматами и конвоировали наше такси в ближайший военный городок. Там нас отвели к самому большому начальнику, настолько важному, что в его присутствии все вставали. В процессе я понял, что претензия не ко мне, а к другому пассажиру - его долго о чем-то допрашивали, а у меня потом только пару дежурных вопросов спросили. Оказалось, у этого мужика был с собой пистолет, а с документами что-то было не в порядке. В итоге мы просидели в этом военном городке два часа. Все пассажиры нашего такси, кроме мужика с пистолетом, уехали, потому что их отпустили почти сразу, а мой паспорт так и лежал у большого начальника на столе все это время. В итоге водитель такси позвонил своим знакомым, и нас двоих подсадили в другое четырехместное такси. Пока его ждали, водитель еще и купил злосчастный пистолет за 200 долларов (или получил под залог, это я из диалога не понял). В четырехместном такси я поехал дальше в Мосул, но позже водитель сказал, что напрямую в Мосул ехать нельзя (почему, я не понял), и высадил меня на повороте в Эрбиль. Из-за этого мне пришлось потратиться еще на такси до автовокзала Эрбиля, не говоря уже о времени - вся дорога заняла часов 8 вместо 2.

По городам я передвигался только на такси. Общественный транспорт теоретически имеется, но разобраться в нем нереально, у автобусов и маршруток на вид даже номеров нет. В Багдаде, Басре, Эрбиле и Наджафе работает приложение Careem. Есть еще местное приложение Baly, я попробовал им воспользоваться, три водителя из трех не знали, куда ехать, пытались мне звонить по телефону, в итоге я забил и пользовался только Careem. Не очень длинная поездка по городу стандартно стоит 5000 динар. Длинные бывали по 10000. Самая минимальная цена 3000. Это не особо дешево, особенно учитывая то, что в Ираке очень дешевый бензин (450 динар за литр = $0.30). Кстати, в Курдистане бензин в два раза дороже, чем в остальном Ираке, но такси в Эрбиле стоит так же, как и в других городах.

Что посмотреть
Багдад - столица, очень большой город. Есть небольшой старый район, который сейчас активно реставрируют для туризма. В мечети Аль-Казимия на севере города похоронены два шиитских имама (7-й и 9-й). Часть города, где находится правительство ("Зеленая зона"), закрыта для доступа, хотя можно проехать по основным улицам на такси.


Самарра - здесь находится знаменитая спиральная мечеть Мальвия, объект Всемирного Наследия. В мечеть меня не пустили, так как она на реставрации (но и денег за вход 25000 не взяли). Также в этом городе находится мечеть Аль-Аскари, где похоронены еще два имама (10-й и 11-й), из-за чего туда приезжает много паломников, а мечеть сильно охраняют. Туда я попасть не смог.


Вавилон - самая знаменитая археологическая зона в Ираке (вход 25000 динар). Находится рядом с городом Хилла. Во времена Саддама Хусейна над остатками фундамента построили полноценный стены, а на холме рядом - дворец Саддама, из-за чего это место выглядит нетипично для руин древнего города.


Наджаф - священный город шиитов, где похоронен имам Али (первый имам и четвертый халиф). В соседнем городе Куфа место гибели Али.


Кербела - второй священный город, где похоронен имам Хусейн, самый почитаемый у шиитов.


Насирия - рядом с этим городом находятся руины древнего города Ур с огромным зиккуратом (вход 25000). Сейчас наконец туда открыли свободный доступ, раньше этот город был труднодоступен.


Басра - крупный порт на юге. Единственный город в Ираке, где сохранилось немного исторической архитектуры.


Киркук - центр нефтедобычи. В центре есть пустая крепость, куда не пускают внутрь. В этом городе большинство жителей говорит на диалекте турецкого (Turkmenli).


Мосул - интереснейший город. Тут был обширный исторический центр с древнейшими мечетями и церквями. В 2014-2017 годах Мосул был столицей ИГИЛ в Ираке, и в 2017 году в ходе девятимесячной битвы большая часть города была разрушена, однако многие места частично сохранились и сейчас восстанавливаются. Также в Мосуле есть руины древнего города Ниневия, столицы Ассирии, но от них мало что сохранилось.


Эрбиль - столица иракского Курдистана. Цитадель внесена в список Всемирного Наследия, но сейчас она на ремонте, и вход внутрь закрыт.


Итого
Расходы могли бы быть и ниже, в районе $600, если бы я все деньги менял по черному курсу, и без неудачной поездки из Киркука в Мосул. В основном все деньги потратил на перемещения, еда и жилье стоят копейки. В целом страна весьма интересная, очень даже заслуживает посещения, если интересуетесь Ближним Востоком и исламским миром.



Оглавление
|
Телеграм
|
Instagram

money, iraq

Previous post Next post
Up