Пакистан - страна во всех смыслах расположенная на пересечении Южной, Центральной и Западной Азии. С Индией его объединяют столетия общей истории - при британцах, Великих Моголах и даже в древности. С центральной Азией - граница с Афганистаном и родственные народы, населяющие половину страны. С Ближним Востоком - конечно, ислам. Еще в начале нулевых туристы более-менее ездили в Пакистан, но с конца нулевых и до недавнего времени страна была очень закрытая и имела плозую репутацию из-за терактов и политической нестабильности. И вот пару лет назад Пакистан открылся для всех желающих, и я наконец там побывал.
Виза
Визу можно получить онлайн здесь:
https://visa.nadra.gov.pk/e-visa/Есть два варианта: Tourist Visa и Visa in your Inbox. В первом случае вы отправляете заявку, ее рассматривают 10-15 дней, и в случае успеха присылают вам PDF с визой. Судя по отзывам на форуме Винского, кому-то даже отказывали, а у кого-то просили дослать дополнительные документы (например, брони отелей). Второй же вариант - вы заполняете анкету, и в течение 24 часов вам приходит Electronic Travel Authorization (ETA), с которым вы можете лететь в Пакистан и получить визу в аэропорту. Никто заранее вашу анкету в этом случае смотреть не будет. Я выбрал именно этот вариант, ETA мне пришла в течение минуты после оплаты. В аэропорту пришлось чуть дольше подождать, пока пограничники зааппрувили мне визу (в этот момент мне на почту пришла и PDF с визой).
Анкета на визу одинаковая для обоих вариантов, довольно длинная - примерно как на визу США. Из забавных вопросов там было указать все страны, где был за последние три года, причем еще и с датами (!). США хотя бы просто список просят. Из документов надо обязательно прикрепить скан паспорта и бронь отеля с букинга (первого, который нужно в анкету вписать).
Виза стоит $35 для граждан России. Срок действия 30 дней для визы, полученной через ETA.
База
В Пакистане два государственных языка - английский и урду. Местные жители в основном говорят между собой именно на урду - в отличие от Индии, где житель севера и юга будут общаться скорее на английском, чем на хинди. Урду и хинди это кстати очень похожие языки, или даже два стандарта одного языка. Урду - не родной язык для большинства жителей Пакистана (кроме 7% в основном молодого поколения в крупнейших городах), первоначально его принесли с собой мухаджиры - беженцы-мусульмане с территории Индии, где они говорили на том же языке, что местные (хинди/хиндустани), но писали арабскими буквами.
Английским языком владеют минимально далеко не все, даже таксисты.
В каждом регионе есть свой местный язык. На востоке ближе к Индии это индоарийские языки: панджаби, сарайки, синди. На западе это иранские языки: пушту, белуджи и прочие.
Розетки в Пакистане такие же, как в континентальной Европе.
Валюта называется рупия, как и во многих соседних странах. Курс $1 = 300 PKR. Я не снимал деньги в банкоматах из соображений безопасности (чтобы банк не заблочил мне карту за подозрительную операцию), а платить картой у вас скорее всего и не получится, так как их практически нигде не принимают, и все платят только наличными. Видел терминал для оплаты картой только в Макдональдсе.
Наличные надо менять в обменниках - пунктах выдачи/отправки переводов, чаще всего под брендами Western Union или MoneyGram. В банках у меня поменять деньги не получилось. Обменники могут не захотеть менять маленькую сумму (меньше $100).
Купюры номиналом 10, 20, 50, 100, 500, 1000, 5000 рупий. Есть мелкие монеты, но они ооооочень редко используются, хотя мне один раз все же удалось заполучить их на сдачу.
Безопасность
В Пакистане есть "небезопасные" районы - это в основном районы у границ с Афганистаном и Ираном. В этих районах может потребоваться охрана (не в том плане, что вам там реально что-то грозит, а просто вас не пустят ездить и гулять без нее). Чаще всего ее используют те, кто путешествуют по земле из Ирана в Индию через Пакистан - тогда возле границы путешественникам дают вооруженный эскорт, который сначала один день едет с ними до ближайшего большого города Кветта, а потом второй день до выезда из региона Белуджистан. Эскорт при этом бесплатный. После ухода американцев из Афганистана стало возможно поехать и в эту страну, там вроде аналогичная техника передвижения до границы. Что будет, если прилететь в Кветту или приехать туда на поезде из "безопасной" части Пакистана, точно не знаю. Но могу предположить что будет нечто типа того, что случилось со мной в городе Суккур, который совершенно безопасен и очень далеко от границ. Мне там из-за дефицита времени и свободных мест пришлось заселиться в относительно дорогой отель (около $50). Они доложили обо мне в полицию, в итоге на следующее утро мне начали оттуда звонить. Все звонки были примерно такие:
- Ас-саламу алейкум!
- Ва-алейкум ас-салам
- [что-то на урду]
- Could you speak in English please?
- [что-то на урду]
- Sorry, I don't understand
- [кладет трубку]
После пятого раза я забил и перестал отвечать. Внизу у выхода из отеля меня уже ждала полиция. Сначала они поинтересовались моими планами, я сказал, что хочу посмотреть местные достопримечательности, а потом поехать в город Ларкана (100 км примерно). Такие планы их вполне устроили. После чего меня посадили в полицейскую машину вместе с охранником, вооруженным автоматом, и отвезли посмотреть местный храм, потом крепость. Потом доставили на автовокзал, посадили в маршрутку до Ларканы. В Ларкане с маршрутки меня сразу встретили местные полицейские, но они уже были менее ретивы, и только довезли меня до отеля, который я наугад выбрал по карте Google.
По сути в итоге я немного сэкономил на такси, но конечно находиться под таким эскортом было очень стрессово. Вроде мне ничего не запрещали смотреть и фотографировать, но все равно так близко к полиции находиться стремно. Я с облегчением продолжил путешествие без охраны.
За исключением этой ситуации, проблем с полицией у меня не было. Документы особо не проверяют, только на севере по пути из Гилгита в Скарду пару раз на блок-постах проверили. Еще году в 2016 там на дороге было 10+ блок-постов и нужны были разрешения для передвижения.
Транспорт
В Пакистан много рейсов из ОАЭ, Катара и других стран Залива, так как многие пакистанцы ездят туда работать. Скорее всего пересадка у вас будет где-то там, и при этом есть хороший выбор, куда лететь, так как рейсы есть не только в столицу, а в каждый крупный город: Пешавар, Лахор, Файсалабад, Мултан, Сиалкот, Карачи.
Внутренние авиарейсы имеются, но стоят сравнительно дорого. Но если хочется поехать в северные регионы, они того стоят, так как на автобусе ехать придется сутки.
Поезда в Пакистане мне удалось опробовать. По сравнению с соседней Индией, поезда не так популярны, и билеты можно взять за день-два до отправления (по крайней мере мне это удалось - я ехал на поездах по основному коридору, соединяющему север и юг страны). Есть официальный сайт с продажей билетов:
https://pakrail.gov.pk/. Но он не открывается из-за границы, только с пакистанских IP по-видимому. Уже на месте, имея местный номер телефона, мне удалось там и зарегистрироваться, однако купить онлайн билет я не пробовал, так как там есть обязательное поле номера ID, которое длинновато для номера паспорта. В итоге купил билеты в кассе на вокзале. Цены на билеты вот:
AC Business class - это шестиместные купе с закрывающимися дверями.
AC Standard class - это плацкарт, выглядит вот так:
Standard class я не опробовал. По-видимому он выглядит так же, как плацкарт, только без кондиционера.
Расписания можно посмотреть в официальном приложении Pak Rail для мобильного телефона. Оно скачивается и работает из-за границы, правда оно эпически неудобное - сначала надо найти список поездов, которые ходят с нужной станции, и по отдельности смотреть их расписания. А еще там реклама всплывает каждые 10 секунд на весь экран.
Поезда ходят не так часто, даже по соновной линии Пешавар - Лахор - Карачи +-5 отправлений в день, так что надо смотреть расписание.
Автобусы ходят намного чаще. Проблема с ними в том, что тут как в Центральной Америке, у каждой компании свой автовокзал. Расписание некоторых автобусных компаний, как например Faisal Movers, можно узнать на сайте
bookkaru.com. Так я доехал из Пешавара в Исламабад. Из Ларканы этот сайт ничего не показывал, я спросил в гостинице, какой компанией мне ехать, мне подсказали название, и я на тук-туке туда доехал. Из Суккура в Ларкану маленькое расстояние я ехал на ноунейм-маршрутке.
Городской транспорт
В Лахоре недавно открыли метро, судя по дизайну построенное китайцами. Проезд по жетонам стоит всего 20-40 рупий.
В Пешаваре я ездил на метробусе (автобусе по выделенным линиям и эстакадам), там есть несколько линий. Одна поездка стоит 50 рупий.
Такой же метробус есть в Исламабаде/Равалпинди, Мултане и Карачи (только не в центре), но там я им не воспользовался.
Как правило я передвигался по городам на такси. В Пакистане работает несколько приложений такси:
Careem - самое крупное, известное мне уже по Саудовской Аравии и другим ближневосточным странам. Работает аналогично Uber. Есть три основных класса машин: Go Mini - старая машина без кондея, типа жигуля; Go - обычная машина с кондиционером, Go Premium - шикарная машина (пару раз использовал, так как они быстрее приезжают во время высокого спроса, когда иных машин вообще нет). Цены на эти классы соотносятся примерно как 1 : 1.5 : 2. На стандарте и экономе поездки по городу не стоили больш 1500 рупий ($5), даже очень длинные по 20-30 километров. Короткие поездки обычно стоят 400-600 рупий (до $2)
Yango - это наш старый знакомый Яндекс Такси, абсолютно то же приложение только под другим брендом. Цены там самые низкие из всех приложений, но городов меньше всего (кажется, только Лахор и Исламабад).
InDrive - в этом приложении ты сам выставляешь цену поездки (есть предложение по умолчанию), а водители отправляют тебе свои контр-предложение, как правило чуть-чуть выше. В целом по цене примерно как Careem получается. Плюс этго приложения в том, что можно поехать за черту города, тогда как в Careem не дает вообще создать заказ с конечной точкой вне города, даже если это 1 км за город.
Bykea - мототакси, не пробовал это приложение.
В городах поменьше типа Суккура, или на северных территориях, никакие приложения не работают, там надо ловить такси на улице. Я обычно ездил на тук-туках, так как их легко найти, тогда как такси мало и они часто визуально не обозначены почти никак (кроме таблички Taxi под лобовым стеклом). С тук-тукерами надо торговаться, счетчиков, как в Индии, у них нет. Но в Пакистане тук-тукеры очень честные, цены мне всегда давали адекватные. Короткая поездка стоит обычно 150 рупий, далекая может быть 400-500. Когда я ездил в раскопки Мохенджо-Даро, заплатил 2000 туда-обратно (это порядка 60 км пути + ожидание).
Жилье
Гостиница с кондиционером стоит обычно 15-25 долларов (5000-7000 рупий я как правило платил). Без кондиционера дешевле, в районе 2500 рупий (меньше $10).
Пешавар - я забронировал гостиницу на booking для визы и поменял только даты. Но меня в нее не заселили, сказали иностранцам тут нельзя. Забавно, что в Пешаваре всего меньше 5 гостиниц на booking (в других городах много). В итоге я дошел пешком за 10 минут до основной улицы и заселился в первый же отель за 7000 рупий.
Исламабад - я тоже бронировал для визы, но посмотрев, увидел что вроде норм отель (Hotel Red Line). Расположен далеко от центра, но в Исламабаде вообще пешком не походишь, зато было ближе к Таксиле и аэропорту. Стоило 6000 рупий в день.
Гилгит - взял без кондиционера за 2500. Оказалось что там все же жарковато, хоть и горы.
Скарду - тут было нормально без кондиционера за 2500.
Лахор - хороший отель за 7000 рупий:
Суккур - я думал найти отель около вокзала, так как приезжал поздно вечером. Оказалось, там ничего нет. На тук-туке доехал к скоплению отелей в другой части города, из четырех места были только в одном, самом дорогом, пришлось раскошелиться аж на 13000 рупий. В этом городе меня охраняла полиция (историю выше описал).
Ларкана - тут меня тоже встретила полиция, но была менее ретива. Довезли только до отеля, который я наобум выбрал по карте Google - Hotel Asia. Стоил 5500 рупий.
Хайдерабад - забронировал через booking за 5000 рупий.
Карачи - бронировал через booking отель Crown Inn, стоило 6500. Вообще в этом районе Saddar целая улица отелей.
Еда
Пакистанская еда это что-то среднее между ближневосточной и индийской. С одной стороны, местные блюда это в основном разновидности густых соусов, которые в Индии называются карри. С другой стороны, тут нет проблемы купить мясо, в том числе говядину (но не свинину, конечно). Повсеместно продается шашлык.
Типичное блюдо Chicken Karahi:
Предполагается есть с помощью хлеба вместо вилки/ложки, в самых бюджетных заведениях приборов вообще нет.
Цены весьма низкие. Можно поесть за 2-3 доллара очень плотно, например курицу с лимоном.
Вот этот сочнейший шашлык стоил 8 долларов за килограмм (Namak Mandi, Пешавар).
Ресторанов правда сравнительно немного (но все же больше, чем в Индии). Зато часто можно в отеле заказать еду прямо в номер по нормальным ценам.
В Пакистане присутствуют и западные фаст-фуды. Комбо с обычным бургером в Макдональдсе стоит примерно 5 долларов (1400-1500 рупий). KFC аномально дешевый - там можно взять 10 крыльев за 600 рупий ($2).
Продуктовых магазинов почти нет, я один раз только нашел в ТЦ в Исламабаде супермаркет, там был все равно маленький выбор и довольно дорого. Все покупается в мелких лавках и на рынках. Я много не закупал. Цены примерно такие:
Бутылка воды 0.5л - 50 рупий
Бутылка газировки 0.5л - 80-100 рупий
Маленький пакетик чипсов - 40-50 рупий
Килограмм сладких манго - 200 рупий
Интернет
В Пакистане несколько операторов, я рандомно выбрал Jazz, и не угадал - оказалось, у него фактически нет покрытия в Гилгит-Балтистане, в результате я три дня сидел с медленным 2G. Лучше брать Telenor.
Интернет очень дешевый - заплатил 450 рупий ($1.5) за симку с 3 Гб интернета на неделю. Когда они закончились, я докупил пакет 30 Гб еще за 500 рупий.
Что посмотреть
Пешавар - город на пути в Афганистан, где живут пуштуны (афганцы).
Исламабад - столица. Город построен с нуля в 1960-е микрорайонами, как
Чандигарх или
Бразилиа. Самый приятный и наименее пыльный город в Пакистане. Есть несколько монументов и небольшие горы прямо рядом.
Равалпинди - город, на окраине которого был основан Исламабад.
Таксила - руины древнего города, внесенные в список Всемирного Наследия. Я покатался там на тук-туке.
Гилгит - город на самом севере Пакистана. Этот регион спорный между Индией и Пакистаном, в 1947 году они за него воевали. В итоге Пакистану достался Гилгит-Балтистан, а Индии - почти весь Кашмир и Ладакх. У Пакистана есть только небольшая полоска Кашмира вдоль границы. Сейчас Северные территории вполне безопасны, и туда чаще всего ездят иностранные туристы, так как там самые высокие горы.
Через Гилгит проходит знаменитое Каракорумское шоссе - дорога, соединяющая Пакистан и Китай.
Скарду - столица региона Гилгит-Балтистан. Отсюда ходят на длинные треки в горы, в частности к горе К2 (вторая по высоте вершина мира), но для этого нужны пермиты и специальная виза для трекинга (не туристическая).
Отдельного упоминания заслуживают полеты в Скарду и Гилгит. Погода была хорошая, и виды были самые эпичные что я видел вообще когда-либо - где еще можно лететь на уровне горных вершин вплотную к ним? В Непале специально делают экскурсионные рейсы к Гималаям, а тут обычный пассажирский рейс так близко к горам проходит.
Лахор - главный исторический город, столица империи Великих Моголов. Мечеть и форт в списке Всемирного Наследия. Находится рядом с индийской границей, около города
Амритсар.
Сходил еще раз посмотрел на церемонию закрытия границы, которую ранее видел с индийской стороны:
Мултан - крупный город на юге штата Панджаб.
Суккур - крупный город в штате Синд. Запомнился мне приключениями с полицией.
Ларкана - тут недалеко руины древнего города Мохенджо-Даро (объект Всемирного Наследия).
Хайдерабад - тезка
индийского города. Посмотрел пару эпичных крепостей и рынок.
Карачи - крупнейший город Пакистана. Как в
Мумбаи и
Калькутте, тут сохранилось много английской колониальной архитектуры, которая сейчас зарастает и разрушается.
Итого
Поездка получилась самая дешевая за долгое время, на уровне поездки в Иран. Малину чуток испортили только дорогие внутренние перелеты, но они того стоили.
В целом могу сказать, что Пакистан весьма интересная страна с большим количеством достопримечательностей, и туда стоит съездить, если вы морально готовы к местному специфическому колориту, аналогичному Индии. По сравнению с Индией тут проще перемещаться, лучше еда, никто не пытаеся обмануть/завысить цену, и несколько чище (чем дальше на юг в сторону Карачи - тем больше мусора и нищих на улицах).
Оглавление |
Телеграм |
Instagram