Средняя Азия: цена вопроса

May 15, 2013 14:22

Подробный разбор городов и сел Средней Азии еще предстоит, а пока что вуаля: финансовая мякотка вопроса и анализ логистических проблем.

Казахстан

Оплот цивилизации, почти Европа. Инфраструктура на уровне. Банкоматы на каждом шагу, карты в части магазинов принимают. Общественный транспорт приличный. Цены как в российской провинции. Все говорят по-русски, почти все надписи продублированы на русском.

Чтобы тенге перевести в рубли, нужно разделить на 5.


Алматы - приятное место. Город построен ровными квадратами, нетипично для России (а Алма-Ата была основана как российская крепость).

Красивое метро пока не очень функционально, так как есть только одна ветка. Когда построят вторую там, где планируют, будет очень здорово. Проезд 80 тенге.

В автобусах тоже проезд 80 тенге. Есть новые низкопольные автобусы, в них автомат, куда надо бросить монетками 80 тенге и получить билет. Один раз в автобус зашел контролер и проверил билеты. Есть старые высокие автобусы, там надо платить на выходе водителю или специальному человеку, который на каждой остановке выкрикивает, куда идет автобус.

Канатная дорога на Коктобе (телебашня) стоит 1000 тенге, обратно спустился пешком и уехал на городском автобусе.

На Медеу не был, погода не располагала к походам по горам, весь день лил дождь. Будет, зачем возвращаться сюда!

Жил в гостинице "Астана" за 5000 тенге, бронировал через booking.com. За тысячу рублей - прекрасная гостиница, даже тапочки в номере есть (впервые увидел такое в СНГ). Wi-fi есть.

Поесть можно в круглосуточной столовой на улице Толе Би, недалеко от гостиницы "Астана", в районе 1000 тенге. Пока два часа скучал в торговом центре под площадью Независимости, пережидая дождь, ознакомился с местным аналогом KFC, цены примерно как в Москве. Само KFC в Алматы тоже есть в нескольких местах.

До Бишкека на маршрутке с автовокзала Сайран (это тот, который НЕ в центре города) доехать стоит 1300 тенге.

Граница Казахстан-Киргизия на пути в Бишкек проходится за 10 минут, очередей почти нет.

Киргизия

Чудесная, восхитительная страна. Хотя и не богатая, но видно, что постепенно жизнь улучшается, строят новые дома, дороги. Для туристов создаются условия: отменили визы развитым странам, упразднили регистрацию, вешают таблички на английском, организуют экскурсии. Цены на все фантастически низкие. Местная кухня просто божественна, лучшая в Средней Азии.

Общественный транспорт в основном представлен маршрутками. Часть маршруток отправляется по мере наполнения, некоторые ходят по расписанию, по крайней мере на вокзале в Джалал-Абаде висит расписание, как на автовокзалах в городах России. На большие расстояния транспорт только такси, увы.

Чтобы перевести сомы в рубли, нужно умножить на 2/3


Бишкек - это, конечно, не Рио-де-Жанейро, но город оставил хорошее впечатление. Визуально похож на хороший российский областной центр.

Остановился в гостинице "Энергетик". Несмотря на стремное название, гостиница просто шикарная. Никакого совка (если не считать манной каши на завтрак), номера хорошо отремонтированные, просторные, комфортные. Есть Wi-fi. Стоит 1880 сом, есть номера дешевле почти в два раза (а есть и дороже), но они были заняты. По местным меркам это дорогая гостиница, но я в первый день этого еще не просек, в России-то за 1200 рублей максимум старый клоповник найдешь!

Проезд в маршрутке - 10 сом. В маршрутках неприятно то, что салон забит, люди едут в том числе стоя, поэтому с саквояжем не очень удобно.

Обед на Ошском базаре в закусочной стоит в районе 100 сом (мясное блюдо плюс чай и хлеб).

В Ош летел самолетом, авиакомпания "Кыргызстан". Билет стоил 1515 рублей, можно купить через интернет, но онлайн-регистрации нет. В аэропорт можно добраться за 40 сом на маршрутке с угла улиц Чуйской и Молодой Гвардии. В аэропорту Бишкека есть wi-fi, ловить надо возле входа. На втором этаже и за контролем безопасности уже не ловит.

Чолпон-Ата - курорт на озере Иссык-Куль. Начало мая еще не сезон, я был единственным туристом во всем городе. Купаться еще было холодновато. Значительная часть пляжа разделена на участки разных отелей, причем, в отличие от того же Шарм-эль-Шейха, по берегу пройти вдоль озера не всегда возможно - решетки доходят до самой воды.

Обязательно стоит сходить в окрестные горы, вокруг красотища!

Проезд на маршрутке из Бишкека - 250 сом, ехали туда 5 часов, обратно - 3 с половиной.

Остановился в гостевом доме "Берданур" прямо напротив автостанции, стоит всего 300 сом в день за двухместный номер с телевизором, холодильником, wi-fi, туалетом и душем! В Крыму такие цены были разве что лет 10 назад на комнаты без всяких удобств.

Цены на еду примерно как в Бишкеке. Есть более пафосные заведения, где можно поесть и подороже, рублей за 150-200. Ашлян-фу по-каракольски - пальчики оближешь, стоит 40-50 сом.

Ош - весьма интересный, большой город. Есть определенные терки между киргизами и узбеками, но туристов это не касается никак.

Главная достопримечательность - гора Сулейман-Тоо, между прочим, единственное наследие UNESCO в Киргизии. Вход всего 5 сом. Можно просто пройти по размеченной дорожке, а можно развлечься и залезть повыше в одну из пещер на вершине. Местные иногда там молятся. Есть музей в пещере в горе, но по случаю праздника он был закрыт. Также достопримечательностью можно считать базар, очень колоритный. Часть контейнеров с магазинами нависает над текущим в низине каналом.

Остановился в гостинице "Алай" в самом центре, в номере за 600 сом. Есть номера за 400 и даже за 200, без туалета. Душ на этаже, причем он с бойлерной установкой, т.е. сразу за кем-то заходить нет смысла, надо ждать, пока вода нагреется.

Вокруг базара множество столовых и закусочных. Цены еще ниже, чем в Бишкеке, хотя казалось бы, ниже уже некуда. Объесться шашлыком - 130 сом.

Джалал-Абад - город примечателен только красивым названием, аркой и памятником на въезде, которые печатают на открытках, а также красивой дорогой в самом конце, от города Узгена. На маршрутке 150 сом, ехать полтора часа. Обратно последняя маршрутка уходит всего лишь в 6 вечера, я этого не просек, пришлось ехать в такси за 250 сом. Ехали больше двух часов, что в очередной раз подтверждает ущербность такси как транспорта, даже маршрутки быстрее.

Граница Киргизия-Узбекистан - убийство минимум четырех часов. Киргизская сторона проходится минут за 30, на узбекской огромная очередь. Отдельные очереди для мужчин и женщин. Люди пишут свой номер в очереди ручкой на ладони. У входа стоял арбитр, упорядочивавший людей по номерам (похоже, на общественных началах). При этом многие хитрецы пролезают без очереди, но для этого надо хорошо уметь болтать, а для этого, в свою очередь, надо знать узбекский язык, так как по-русски в Узбекистане вообще и в этой его части в особенности говорят и понимают очень плохо. Таможня - очередь еще минут на 30-40. Потом меня еще долго досматривали, изучали мои чашку, зубную щетку, таблетки от простуды и фотографии из Бразилии и Киргизии на ноутбуке.

Узбекистан

Эталонная сатрапия. Местный царек со своей камарильей ест ананасы и жует рябчиков, его любимая дочь советует народу есть пирожные, если нет хлеба. За пределами туристических центров полная разруха и адовая деградация, уровня Африки. Когда престарелый фюрер умрет, ждите появления нового Сомали/Афганистана. Страна неспроста занимает первое место в мире по уровню коррупции: бедные люди зарабатывают кто чем может. Кассовых аппаратов и фискальных чеков в Узбекистане не существует, все операции наличными, и каждый забирает себе по кусочку.

Общественный транспорт есть, но пользоваться им трудно. Поезда хорошие, но их всего пара в день в не самое удобное время. Альтернатива - совместное такси, а на любом нетривиальном направлении вас обдерут.

С общением могут быть проблемы. Далеко не все говорят по-русски или по-английски, временами приходится общаться с помощью жестов и калькулятора.

Люди очень приветливые и разговорчивые. Дают советы, расспрашивают, где был, куда собираешься. Узнав, что я живу в Москве, многие рассказывают, в каком районе они работали в свое время. Если не пересекаться с чекистами и таксистами и закрыть глаза на бедственное положение страны, то ничто не омрачит вашего хорошего настроения.

Чтобы сумы перевести в рубли, можно отбросить два нуля в конце, получится немного грубая оценка снизу. Обменных пунктов я не видел (по крайней мере они не рекламируют вывесками свой курс), менял деньги на базарах. В провинции ребята вообще не палятся, сидит человек возле главного входа на рынок, перед ним сумка, забитая пачками денег, и кричит "Доллары, российские!". Полицейские не обращают внимания. В ходу банкоты 200, 500 и 1000 сумов, сдачу в 100 сумов дают жвачкой (если дают). Носил с собой в сумке пачки денег.


Андижан - город ничем не примечателен, кроме массовых расстрелов 2005 года. Улицы как улицы. Полиции несколько меньше, чем я ожидал. Такси до Ташкента стоит 30000 сум за место, ехали часов 7, с двумя остановками - на базаре в Коканде и на ужин в кафе в Ангрене. Дорога терпимая, сзади на среднем месте у меня даже не кружилась голова. Где-то после Коканда красивые пейзажи, горный перевал. Ангрен - адовый индустриальный трэш, дымящие заводы и стереотипные грязно-серые панельные дома.

Ташкент - ад на земле. Это огромный музей 1937 года под открытым небом. Полиции больше, чем людей. Люди мрачные, молчаливые, не улыбаются, смотрят на землю. В центре города мертвая зона, как будто идешь по заброшенному городу, ни машин, ни людей. К правительственным зданиям не подпускают на пушечный выстрел, вот так власть боится своего народа.

Метро Ташкента - самое страшное впечатление. Во-первых, там на входе паспортный контроль. У местных паспорта смотрят небрежно, у меня каждый раз разглядывали въездной штамп. Я очень предусмотрительно не стал соваться в метро, когда ехал на вокзал со всеми вещами, наверное, из бы целый час перебирали. Представляете, если бы в Москве на входе в метро проверяли документы? Логично, что вагоны ездят полупустые. Но самое страшное не это. Там, где в московском метро в вагонах висит реклама, а также на платформах, где табло со списком станций на линии, висят одинаковые плакаты "Бдительность - требование времени!" После нескольких поездочек на метро у меня развились паранойя и мания преследования. А вдруг кто правда проявит бдительность? И сидеть мне тогда в узбекских концлагерях, как российскому шпиону и диверсанту, за то, что фотографировал горы мусора на улицах Ташкента.

В автобусах паспорта пока не проверяют, прямо рай для террористов. Проезд, как и на метро, стоит 800 сум. Иногда выдают талончики, как в некоторых российских городах. Такси стоит раз в 10 дороже.

Остановился в гостинице "Хосилот", 44200 сум за одноместный номер. Нашел, смешно сказать, через booking.com. Музей СССР, есть дежурные по этажу. Находится не очень близко к центру, но можно доехать на автобусах.

Поесть можно на базаре Чорсу, много закусочных, где готовят узбекскую еду (плов, самса и.т.д.). Обед стоит в районе 8000 сум.

В Бухару ехал ночным поездом, место в плацкарте - 37773 сум, но с меня взяли наличными 39 тысяч, видимо, остаток себе в карман. На входе в вокзал шмон круче, чем в аэропорту, заставляют вытаскивать все вещи, связанные с электричеством (кипятильник, зарядка для телефона). Камера хранения стоит всего 1000 сум.

Бухара - другой мир, по сравнению с Ташкентом. Все говорят по-русски и немного по-английски, дети называют "Мистер". Красиво, много старинной архитектуры. Часто встречаются обожаемые мной деревья шелковицы. Если уйти из центра, а для этого даже специально ничего искать не надо, мне хватило пару раз попытаться срезать дорогу от одной достопримечаельности до другой, можно наблюдать разрушенные дома и трущобы. Идущие навстречу люди показывают рукой, в каком направлении надо проследовать, чтобы вернуться к красоте.

Остановился в гостинице Rustam & Zukhra, по наводке wikitravel, в общем номере типа хостел. Стоит 28000 сум (или $10), с отличным завтраком. Примерно как европейский хостел, и посетители в основном европейцы и, конечно, пара японцев. Есть wi-fi.

Пообедать можно возле главного базара, напротив стены через дорогу целый ряд закусочных. Меню нет нигде (это особенность Узбекистана), но можно смело заказывать что угодно, все недорого. Больше, чем на 10000 сум я ни разу не поел.

До Самарканда лучше ехать поездом, хотя это и в 8 утра с вокзала на окраине города. Иначе можно за 15000 сум добраться автобусом, но это дольше, почти 5 часов.

Самарканд - большой и интересный город. В центре пытаются сделать Диснейленд, но пока не очень удачно. Плиточка на центральной улице чисто собянинская, когда наступаешь - шатается.

Достопримечательностей много. Если вы не историк или археолог, то посещать абсолютно все музеи особого смысла нет, лучше выбрать несколько, которые понравятся. В принципе, можно и снаружи все смотреть, но билеты не такие уж дорогие: на Регистан 14400 сум, в остальные - 9000. Вот в Московский Кремль вход стоит рублей 500, это я понимаю цена. Регистан внутри - просто большой магазин сувениров. В комплекс Шахи-Зинда я попал бесплатно, не стремясь специально к этому, просто если зайти сзади, со стороны кладбища, то там нет кассы, я ее увидел только на выходе.

В остальном город контрастный, есть и развалины, и совковые районы, и блестящие новые школы и правительственные здания.

Проезд в автобусе - 500 сум. Нужно слушать, что кричит на остановке человек, собирающий деньги за проезд, иначе никак не отличить, к какой из двух конечных станций маршрута идет тот или иной автобус.

Жил в гестхаусе Najiba недалеко от Регистана, с меня взяли 20 долларов в день, хотя обычно берут 25. Очень приятное место, хорошая хозяйка, рекомендую.

Поесть не так-то просто, хорошая столовая находится на задворках рынка в подвале, вывески нет, но можно выйти туда по аппетитному запаху. Цены, как везде в Узбекистане, не больше 10000 за обед.

Шахрисабз - прививка реальности после центра Самарканда. В самом центре города руины и полный раздрай.

Место в такси на четверых стоит 20 тысяч (для местных - 15). Ехать полтора - два часа. Дорога красивая, идет через горный перевал. На пути туда водитель останавливался на вершине, можно фотографировать.

Чтобы найти закусочную, пришлось сделать два круга по базару, заметил благодаря умывальнику у входа. Манты стоят 4500 сум.

Не вздумайте ехать на таджикскую границу из Самарканда! Там по сути нет транспорта, все равно придется ехать через Ташкент. Я вроде бы договорился с водителем поехать напрямую на границу без крюка за 40000 сумов, 500 рублей и 5 долларов, но он, нехороший человек, все равно повез в Ташкент, в итоге я потратил почти весь день впустую, выехал в 9 утра, в Худжанд приехал в 6 вечера. Хорошо хоть он сам заплатил за мое место в такси до границы. Граница Узбекистан-Таджикистан в Ойбеке проходится сравнительно быстро, минут за 30-40. Очередей нет. Узбеки меня долго шмонали, чуть до трусов не раздели, все пытались что-то найти. Таможенник сразу начал говорить со мной, как с преступником, из серии "Чего это ты тут везешь, а ну давай выкладывай, а то будет хуже.", потом еще спрашивал, чего я так волнуюсь, а я про себя думал: "Грязный подонок, еще бы я не волновался, когда ты можешь сделать все, что угодно. Например, сказать, что я не задекларировал две пары трусов и пять пар носков, и должен заплатить штраф в размере всех денег, какие у меня есть. Кому я буду жаловаться? Полная безнаказанность." На паспортном контроле вопросов не было, я оставил себе в коллекцию билет на ночной поезд Ташкент-Бухара, но пограничник не спросил про регистрацию на ту ночь. Со стороны Таджикистана надо заполнить миграционную карточку и получить штамп, никаких вопросов. Таможенники здороваются за руку и ничего не смотрят, как в любой цивилизованной стране.

Таджикистан

Страна-загадка. Пол-страны работает в России, а в это время Родина встает с колен. По сравнению с Узбекистаном тут какая-то Швейцария: отличные дороги с оплатой проезда, километровые столбы, вежливая полиция, цивильный обмен валюты, супермаркеты, где принимают кредитные карты и выдают чеки, велодорожки, шикарные виллы с бассейнами в пригородах, ну и пейзажи как в Швейцарии. Трудно представить, что все это делается на переводы скромных зарплат из России.

Таджикистан постепенно начинает развивать свой туристический потенциал, бюрократия упрощается. Но по-прежнему остро стоит одна проблема: полное отсутствие транспорта между городами. Я проехал через пол-страны на такси. Это делает Таджикистан значительно более дорогой страной, чем Киргизия и Узбекистан, хотя в сумме на проезд на такси я потратил порядка 2000 рублей, почти как доехать в Москве до аэропорта.

Чтобы перевести сомони в рубли, надо умножить на 6,67, для простоты можно на 7. Все в Таджикистане называют валюту "сомон": пять сомонов, три сомона.


Худжанд - город в живописном месте, возле гор. Здесь растет самая лучшая шелковица - на каждом шагу, огромные сочные спелые ягоды, и черные, и белые. Просто рай.

За такси от границы с меня содрали аж 130 сомонов. Вот какой беспредел бывает, когда нет конкуренции. Был бы автобус хоть раз в час, цена была бы в три раза меньше. А так пришлось согласиться, не идти же пешком 60 километров до города.

Жил в гостинице "Ленинабад" в самом центре города, рядом с рекой. Одноместный номер - 90 сомонов.

Вход в музей в Худжандской крепости - 3 сомона. Внутри краткий экскурс в историю Таджикистана.

Проезд на маршрутке - 1 сомон. От главного рынка можно доехать до автовокзала, где тусуются таксисты, направляющиеся в сторону Душанбе. До Истаравшана с меня взяли 20 сомонов.

Истаравшан - теоретически это старинный город, но достопримечательности тут в основном советские: панельные дома, памятник Ленину и так далее. На горе стоит старая мечеть, оттуда можно посмотреть на город.

На базаре можно поесть в закусочной за 12 сомонов: три шампура шашлыка, салат, хлеб, чай.

До Айни (полпути до Душанбе, ехать 2-2,5 часа) сторговался за 60, хотя изначально просили 100. Реальная цена для местных где-то в районе 40.

Айни - кишлак (село) в долине реки Зерафшан, райцентр. Вокруг горы, красота. Когда я их фотографировал, меня замели менты, оказалось, одиноко стоящий на холме мемориал в память о Второй Мировой Войне это какой-то "стратегический объект". Как назло, именно в этой гостинице у меня забрали паспорт при заселении, так что меня провели в отделение, где я пообщался со всеми полицейскими, пожал всем руки, рассказал, как дела в России и в Узбекистане и как я ловил такси до Айни. Потом с одним полицейским мы застопили машину до гостиницы, он проверил мой паспорт, и мы расстались, пожелав друг другу всего наилучшего.

В Айни, как оказалось, не одна гостиница, а две. Я установил абсолютный рекорд дешевизны гостиницы (если не считать хостелы и гестхаусы) - 40 сомонов, или около 280 рублей. Душ на этаже, туалет на улице. Зато есть целый чайный сервиз, это обязательный атрибут в гостиницах Таджикистана.

За место в машине до Душанбе с меня взяли аж 100 сомонов, но торговаться тут непонятно как. Альтернатива - снять целое такси за 200. Дорога очень красивая. Качество покрытия отличное, за исклчением Анзобского туннеля, где все залито водой, дороги фактически нет, скорость близка к нулю. По пути соседи угощали меня вкусным местным овощем, называемым "Кислячка", потом в Душанбе я его купил по 1,5 сомона за связку.

Душанбе - впечатляющий город. Очень оживленный, полно и машин, и пешеходов.

Напоследок гульнул, заселившись в гостиницу "Вахш" в центре города. Номера только двухместные, 150 сомонов (200 - люкс). Еще 40 сомонов стоит регистрация, они ставят печать на миграционную карту и прикрепляют к паспорту еще одну бумажку с печатью и рукописным текстом. Для этого надо сходить в интернет-кафе возле рынка и отксерить паспорт (1 сомон).

Wi-fi есть в ресторане Segfredo на проспекте Рудаки. Погулял там аж на 30 сомонов (суп, картошка фри, кола). Есть стейки за 60-70 сомонов, но у меня не было столько денег. Интересно, что в Таджикистане и в Киргизии в ресторанах чаевые 10% сразу включаются в счет.

Шаурма на рынке стоит 7 сомонов. Продавец рассказал, что раньше делал шаверму в Петербурге, а теперь вернулся, как и многие таджики.

Карту города можно купить в книжно-канцелярском базаре на углу улиц Айни и Рудаки за 10 сомонов.

До аэропорта можно доехать на автобусе 8 или троллейбусе 2, за 1 сомон, как на любом автобусе в Душанбе.

В аэропорту никаких особых проблем нет. Есть таможенный досмотр, но он проходит быстро и вполне корректно.

Итого

Тема Казахстана осталась мало раскрытой, надо будет как-нибудь съездиь и в другие города. Киргизия - райское место, прекрасно для любого вида отдыха. В Узбекистане в целом туристам хорошо, но разруха и чекистский беспредел сильно портят впечатление. Пожалуй, можно будет вернуться сюда, если сменится режим. Таджикистан - интересная и красивая страна, но нужно быть готовым к сложным и ненадежным переездам.

В целом затраты составили порядка 43000 рублей, из которых около 20000 ушло на авиабилеты (Москва-Алматы, Бишкек-Ош, Душанбе-Алматы-Москва). На месте 41% денег ушло на гостиницы (в день около 550 рублей), 32% - на проезд, 15% - на еду (в среднем 200 рублей в день) и 12% - на все остальное.

В среднем в Казахстане затраты порядка 2000 рублей в день (как в Европе), в Киргизии - меньше 1000 рублей в день, в Узбекистане - около 1100, и в Таджикистане - 1800 (из-за длинных поездок на такси).


Оглавление
|
Телеграм
|
Instagram

asia, tajikistan, money, uzbekistan, kazakhstan, ex-ussr, kyrgyzstan

Previous post Next post
Up