Это не мы ползем по стенам ( хотя могли бы), честное слово! Это причудливая архитектру Дюссельдорфа.
Тут текстик, который я написала для нашей газетки о поездке в Германию. По просьбе редактора в некоторых местах был сделан акцент на цены - типа, "полезнуха" для читателя.
Если промозглой осенью лучше ехать на море, то весну - несомненно! - надо встречать в Европе. Когда в карельских лесах еще лежал снег, на берегах Рейна во всю цвела сирень. Но об этом мы узнали только когда попали в Северную Рейн-Вестфалию, а сначала было просто желание поехать в гости к другу на день рождения. Тем более, что шенгенская виза у нас имелась. Правда, финская. Но как только ты пересекаешь границу и говоришь последнее «прости» таможеннику, попадаешь в совсем другой мир. Где нет пограничных столбов, шлагбаумов и изящных «кружев» из колючей проволоки. Европа живет одной большой семьей. Может быть, не такой и дружной, но, по крайней мере, здесь никто не мешает людям передвигаться куда душе угодно. И в довольно интернациональной толпе жителей Европы, постоянно жующих что-то на ходу, ты не чувствуешь себя инородной частицей. Никому нет до тебя дела. Зато тебе есть дело до всего.
Это вам не «Силия-Лайн»!
Прежде, чем оказаться в маленьком студенческом городке Вердене, нам пришлось пересечь почти всю Европу по маршруту Петрозаводск-Хельсинки-Росток- Шверин-Гамбург-Дюссельдорф. Уютный автобус одной из петрозаводских турфирм, домчавший нас до столицы Финляндии за тысячу рублей, сменился эстонским паромом. Билеты мы заказали еще дома, с помощью той самой туристической фирмы. Но счастливые обладатели кредитных карт могут сделать это и сами через Интернет. Из всего многообразия предложенных кают с разной степенью удобства мы выбрали самый скромный и дешевый вариант - кресла. Стоит удовольствие провести сутки в конференц-зале на борту парома - 92 евро. Поджарый дядечка из Ростова-на-Дону сразу нам посоветовал: «Девчонки, да вы не стесняйтесь - сразу занимайте место на полу, потому что спать в креслах невозможно!».
Как выяснилось, наш новый знакомый - перегонщик машин - постоянно путешествует подобным способом. Завернувшись в одеяло, которое можно получить на ресепшене под залог в 20 евро, мы прокрутились всю ночь на нашем жестком лежбище. Здесь же беззастенчиво спали на полу русские и финны. И только бизнес-вумен, видимо, случайно попавшая в сложные жизненные обстоятельства, все стучала раздраженно каблучками по коридору, сжимая в руке абсолютно ненужный телефон. Связи в море практически не бывает.
Пришлось забыть и о других удобствах. Душ, к примеру, для обитателей кресел не предусмотрен. Если нужно помыться, то можно сходить вечером в сауну. Туда несчастных пускают бесплатно, но обязательно в купальнике.
Вообще, эстонский паром Хельсинки-Росток разительно отличается от комфортабельных и роскошных паромов «Силия-Лайн». Здесь нет никаких развлечений кроме печального гитариста - этакого местного Криса Кельми с изрядно поизносившимся песенным репертуаром. В баре, где можно пропустить кружечку пива за 2.80 евро, его практически никто не слушал.
В Росток мы прибыли поздно вечером и сразу рванули на железнодорожный вокзал.
Игра в казаки-разбойники с немецкой железной дорогой
Германия - страна железных дорог. Они пронизывают немецкую землю как кровеносные артерии. Это сравнение приходит в голову само собой еще и потому, что все региональные электрички здесь красного цвета. Более скоростные и комфортные экспрессы «Евросити» - белые поезда обтекаемой формы - ходят по маршрутам на более дальние расстояния. То есть в одну и ту же точку ты можешь попасть на айсбане быстро, без пересадок, но дорого. Или на «красной стреле» с многочисленными пересадками, но дешевле.
На каждом вокзале имеется справочное бюро, где консультант, взависимости от желаний путешественника, может подобрать ему нужный маршрут и выдаст распечатку с номерами поездов, временем пересадок и указанием нужных платформ.Впрочем, в Ростоке нам не повезло. Юная фройляйн напрочь отказалась давать нам совет, потому что ее рабочий день закончился. Стало страшно обидно, ведь за нами никого в очереди не было, а ответ на наш вопрос занял бы всего пару минут. Не очень-то любезный сервис в Германии! Почти как дома. Но у немецкого гражданина всегда есть выбор: вступать ему в контакт с нелюбезной фройляйн или отдаться на откуп аппарату, выплевывающему билеты на электричку без риска для эмоционального здоровья покупателя. Большинство выбирают второе. Ведь стоит указать начальную и конечную точки маршрута - и аппарат выдаст вам такую же распечатанную на бумаге справку с номерами поездов.
Практически все время пребывания в Германии мы путешествовали на электричках, пользуясь услугами этих чудесных машин. Это напоминало немного игру в казаки-разбойники: получаешь «задание» и бежишь «по стрелкам», сверяя номера перронов и поездов. Проводников никаких нет. Только иногда по вагонам проходят специальные люди в красных форменных беретах и проверяют у пассажиров билеты. Этот же проездной документ можно использовать в течение двух часов в метро. Почти коммунизм и полная демократия! Впрочем, ворох билетиков с серебристой полоской защиты «съел» изрядную долю нашего отпускного бюджета: кататься на поездах для русских туристов - довольно дорогое удовольствие. На первый взгляд 4 евро за билет от Вердена до Дюссельдорфа - это совсем не много. Но когда в течение дня приходится несколько раз пользоваться электричкой, то сумма набегает приличная.
Танцы на завтрак,танцы на обед
Когда приятный мужской голос выдохнул название нашей станции «Эссен-Верден», мы вышли на перрон и увидели славный городок, облепивший склоны небольших гор. Среди аккуратных домиков возвышалась огромная «кирхен», напоминая жителям Вердена о бренности плотских желаний.
Каждый день мимо храма ходят в «школу» будущие музыканты и артисты. Это небольшое местечко в пригороде Эссена известно на весь мир тем, что поставляет танцоров в знаменитую труппу Пины Бауш и прочие танцевальные коллективы, коих в Северной Рейн-Вестфалии предостаточно. Можно сказать, что эта немецкая земля является своеобразной столицей современного европейского балета (Кстати, посмотреть постановку в Танцевальном центре Дюссельдорфа стоит 11 евро). В верденской Высшей народной школе искусств учатся будущие артисты со всего мира: и Алехандро из Колумбии, и Хрисантия из Греции, и Линда из Швеции, и Серега из Казахстана.
На улице в Вердене можно запросто увидеть жонглера с булавами. Каждый второй здесь тащит на себе виолончель, контрабас или скрипку. Живут студенты в маленьком немецком городке так же, как в любой другой стране. Снимают квартирки на несколько человек. Кстати, здесь можно найти комнату совсем недорого - всего 140 евро в месяц. По вечерам ходят друг к другу в гости, иногда выпивают, иногда дерутся, иногда влюбляются. И совершенно плюют на немецкие порядки.
Немцы - люди дисциплинированные. Они не любят, когда кто-то нарушает их покой, но и сами стараются не мешать жить другим. Во многих домах после одиннадцати вечера нельзя мыться в душе, сливать воду в унитазе, мыть посуду. Но веселые студенческие компании не только не следуют этим заветам, но еще и громко включают музыку. Однажды нашего нового знакомого - Сережу Жукова из Казахстана чуть не выселили хозяева после подобной веселой вечеринки. Заступился за него лично декан танцевального факультета Люц. Написал хозяевам письмо в защиту талантливого студента. Ведь Сергей уже танцует в спектакле Пины Бауш «Весна священная» и, видимо, его ждет успешная карьера. Несмотря на то, что он то и дело дерется с Алехандро из Колумбии.
А чешка Петра - будущая артистка пантомимы - пожаловалась нам, что ей так и не довелось побыть пионеркой. Мы тут же приняли ее в детскую коммунистическую организацию, повязав на шее красную косынку.
Призрак коммунизма бродит по Европе
Нет, ничего такого, о чем в свое время писал Карл Маркс, мы в Германии не заметили. Зато увидели как-то в Дюссельдорфе огромный рекламный щит, на котором Леонид Ильич Брежнев страстно припал к устам Эрика Хонеккера. Плакат рекламировал какой-то телефон, и надпись под картинкой гласила: «Каждый с каждым!», намекая на доступность связи.
Вообще, Дюссельдорф поразил нас своими контрастными переходами из одного времени в другое. Основан он был еще в тринадцатом веке, и здесь прекрасно уживаются старый город и суперсовременный деловой район с оригинальной архитектурой. Альтштадт знаменит на всю Европу как самая длинная «барная стойка». Вдоль старинной улицы располагаются 260 всевозможных заведений: пабов, баров, ресторанов. Здесь подают традиционную свиную ногу. Но места в некоторых особо модных заведениях надо бронировать заранее, иначе придется наблюдать через окно, как эти самые ноги уплетает кто-то другой. Впрочем, молодежь предпочитает эконом-вариант: бутылочка пива и турецкий дюрум (что-то вроде шавермы) за 2 евро на берегу Рейна. Совсем как в Петрозаводске летом на набережной.
Другая местная достопримечательность - телевизионная башня высотой 234 метра. Со смотровой площадки открывается прекрасный вид на извилистый и величавый Рейн, по которому плывут прогулочные кораблики и груженые баржи. Говорят, в хорошую погоду со смотровой площадки видны даже башни величественного Кёльнского собора. Отсюда же можно повнимательнее рассмотреть самый впечатляющий небоскреб Дюссельдорфа Тиссен-Хауз, напоминающий в солнечных лучах кусок льда.
Вода и пиво из Кёльна
В Кельн мы отправились пить знаменитое кёльнское пиво «Кёльш». Интересно, что местный диалект называется точно так же, поэтому сами немцы шутят, что кёльш - единственный язык, который можно пить. Подают местную достопримечательность не в пивных кружках, а в изящных стаканчиках объемом 0,33 миллилитра. На вкус… М-м-м-м… Трудно сказать, чем оно так замечательно. Чуть более сладкий солодовый привкус, чем обычно.
Другой вид жидкости, которым знаменит Кёльн - это одеколон. В начале 18 века итальянский эмигрант Иоганн Мария Фарина изобрёл новую ароматную субстанцию и назвал её в честь города, где он жил, «Eau de Cologne» - вода из Кёльна.
Почему-то в этом немецком городе пахнуло вдруг чем-то парижским, сибаритским. Может быть, оттого, что на набережной уличный музыкант, напоминающий чем-то петрозаводского композитора Сашу Улаева, импровизировал на аккордеоне. Вокруг него собралась небольшая компания слушателей, кто-то даже пытался подыгрывать ему на гитаре. А может быть, здесь даже в будни витает дух знаменитых кёльнских карнавалов и гей-парадов. Не зря жизнь в этом городе, четвертом по величине после Берлина, Гамбурга и Мюнхена, считается самой легкой и веселой в Германии.
Но только в Германии, потому что самым веселым и беспечным городом Европы можно назвать Амстердам. Куда и решили мы съездить, пользуясь тем, что мы как никогда оказались близки к Голландии. Но об этом в следующий раз.