«Das Mass der Dinge», Германия
на немецком языке
продолжительность фильма 36 минут
Молодой немецкий режиссер знает кулинарный рецепт приготовления фильмов
Свен Бозе - запомните это имя. Может быть, через несколько лет он еще скажет свое слово в европейском кинематографе. Его дипломный фильм «Мера вещей» уже успел объехать 12 фестивалей в разных странах, был номинирован на «Студенческий Оскар» и даже почти получил этот приз! В академии киноискусства города Людвигсбург, которую окончил Свен Бозе, ему, естественно, поставили… единицу, как высший балл.
Я подозреваю, что название фильма «Das Mass der Dinge» не очень точно переведен на русский язык как «Мера вещей». Скорее всего, здесь присутствует игра слов из кулинарной терминологии - что-то связанное с рецептурой и технологическими картами, поскольку речь в фильме на первый взгляд идет о кухне.
Молодая парочка, интимно перешептываясь, вкушает - именно вкушает, а не ест! - пищу. Юноша медленно подносит ко рту девушки ложку с какой-то зеленой жижицей, она пробует, потом по щекам обоих бегут слезы, и влюбленные сливаются в поцелуе. Никогда я не видела, чтобы слова «А теперь суп!» могли вызвать у кого-нибудь столь чувственную реакцию.
Главный герой фильма - Дон - прирожденный повар. Пока его коллеги с отсутствующими лицами что-то шинкуют и рубят, механически повторяя движения, Дон хочет создать некое идеальное блюдо, «die Suppe», обладающее вкусом жизни. В этих исканиях его поддерживает только подружка Юлия. Дон обещает устроить ей чудесный день рождения с изысканными блюдами. Молодые едут куда-то в кабине маленького автобусика, под колесами шуршат осенние листья, в кузове болтаются коробки с продуктами для будущих шедевров. Но, черт! Звонок с работы - Дон должен вернуться, чтобы приготовить еду для известного ресторанного критика.
Два мира: зал ресторана и кухня. Теплый свет светильников на столиках и холодный металлический блеск разделочных столов. Праздничное настроение людей, пришедших вкусно покушать, и нервозное мельтешение персонала в подсобке. Чего стоит этот вкус пищи во рту? Каких адских усилий? Критик берет из тарелки маленький кусочек, кладет его в рот и с удовлетворением кивает. Юлия наблюдает за ним с возмущением: эти изысканные блюда должна была есть в этот вечер она, а не этот старикашках в очках! Она врывается на кухню, чтобы устроить Дону скандал, но юноше не до нее. На плите кипит и пенится в кастрюльке зеленоватая жидкость. Дон пробует свое варево - и по его щекам катятся слезы. Он видит свет и облака, несущиеся по несуществующему для других небу… Одновременно старичок-критик, сидя в зале ресторана, подносит ложку с супом ко рту, потолок разверзается, обнажая безумно красивое небо, и по его впалым щекам тоже текут слезы счастья… Ди зуппе. Идеальное блюдо.
На самом деле, фильм, конечно, не о кулинарных секретах, а о вечном конфликте в искусстве между ремесленниками и творцами. Одни хотят «накормить» всех простой и добротной пищей, другие создают нечто особенное, не для каждого. В конечном итоге, в фильме Свена Бозе художник одержал победу над ремесленником, ведь шеф-повар, нюхнув в подсобке кокаину, травмирует себе руку, чтобы хозяйка ресторана была вынуждена вызвать Дона на работу. Он дал Дону шанс стать королем кухни на один вечер, а, может быть, на всю жизнь.
Фильм снят динамично и со своеобразным немецким юмором. О том, как родился замысел фильма, Свен рассказывает тоже с улыбкой. Был на Кубе, где национальная кухня оказалась на удивление однообразной - рис и курица каждый день. К тому же во время поездки молодой режиссер все время читал книгу о вкусной и здоровой пище. На четвертый день Свен не мог уже думать ни о чем другом… И решил снять фильм про еду. А еще говорят, что человек есть то, что он ест! Сам Бозе не относит себя к гурманам, по его мнению, пища должна быть простой, но приготовленной из качественных ингредиентов. Пожалуй, тоже самое можно сказать и о его картине, которая смотрится на одном дыхании.
В Петрозаводске этот фильм показывали в рамках дней культуры Германии в медиа-центре «Vыход». Но, может быть, очень скоро о Свене Бозе будут знать многие.