Юнгианский психоанализ в работе с клиентами

Aug 15, 2016 22:06





Занятие группы по психодиагностике личности с Иреной Павловной Сирмой строится на символдраме Юнгианского психоанализа. Соблюдая внутреннюю логику, слушатели курса переходят от образа к образу, касаясь личностно и социально значимых тем: мужская и женская сексуальность, межличностные отношения, зависимость и со-зависимость.

Обращаясь к психоанализу, вспомним, что каждая функция нашей психики проявляется через символику. В классическом психоанализе по Юнгу человек ложиться спать и видит сон, который, затем, определенным образом интерпретируется специалистом. В группе практикующих психологов работа с символами происходит посредством сновидения наяву: доброволец погружается в состояние между сном и бодрствованием, доверяясь ведущему, который, сопровождая клиента на время сеанса, задает наводящие вопросы. Так, психолог определяет некий образ, наблюдая за внутренним театром драмы клиента. Подобная практика позволяет не зависеть от временных рамок сновидений, отрабатывая нерешенные и, как правило, вытесненные психикой проблемы в режиме “здесь и сейчас”.

Текущее занятие продолжает проблемы семей, в которых есть зависимые (от алкоголя, наркотиков и проч.) и со-зависимые люди, как правило, жены и дети.

Так, основными показателями со-зависимости являются:

- постоянная концентрация на проблемах других людей,

- избегание риска в межличностных отношениях,

- контролирующее поведение,

- гиперответственность,

- манипулятивное поведение.

Здесь отрицаются проблемы и поддерживаются иллюзии, при этом личность в такой семье не чувствует себя самодостаточной. Члены семьи склонны обвинять друг друга в собственных проблемах и неудачах. Тотальный контроль детей и ответственность детей за чувства родителей считаются чем-то естественным.

Для того, чтобы понять насколько разрушительны дисгармоничные семьи, стоит рассмотреть правила и законы, действующие в гармоничных семьях. Такая семья предполагает:

- свободу иметь мысли, чувства, желания и выражать их,

- право на уникальность (различия в такой семье глубоко ценятся),

- умение удовлетворять свои потребности без чувства вины,

- родители делают то, что говорят, а не просто декларируют это,

- отдых возможен как совместный, так и раздельный, т.к. нет контроля - есть доверие,

- каждый имеет право на ошибку. На ошибках учатся, а не используют их как предмет манипуляций,

- семья для индивида, а не наоборот,

- правила и законы существуют, но они ясные и гибкие, без двойных посланий. Кроме того, их всегда можно обсудить и пересмотреть.

Что касается практики, первое, в чем нуждается со-зависимый человек - это снятие тревоги. Далее - мы помогаем найти человеку внутренние ресурсы (в символе драмы это луг, ручей). Хорошая возможность поддержать внутренние ресурсы - заняться делами, приносящими удовлетворение. Клиенту стоит добавить в жизнь больше приятных моментов, например, утреннюю чашечку кофе в уютном кафе или покупку любимого мороженого.

Со-зависимые люди движутся по классическому сценарию: спаситель - жертва - агрессор - преследователь. При этом бывают случаи, когда со-зависимый, принимая на себя роль спасителя, погибает раньше зависимого. Дело в том, что зависимый последовательно разрушает свои социальные круги, двигаясь от внешнего к внутреннему: работа - друзья - близкие.  Разрушение длится тех пор, пока он не остается один на один с со-зависимым.

В данном случае психотерапевту очень важно привести человека к принятию ответственности за то состояние, в котором он находится. Однако, разоблачить сценарий мало. За разоблачением следует традиционный психоаналитический вопрос: “Зачем вам это надо?”. И здесь, проживая негативные сценарии, стоит пойти с клиентом “до дна”, нащупывая тот момент и ситуацию, от которых можно оттолкнуться.

На практике очень хорошо работают экзистенциальные мотивы жизни и смерти. Мы просим со-зависимого представить, что ему осталось жить три дня и задаём вопрос: “Что вы будете делать?”. Или: вот вы в гробу, кто пришёл на похороны, что говорят про вас? Существует такая практика как танатотерапия. Подобные приемы позволяют освободиться от страха, который, сковывая нас, мешает полноценно жить.

Одно из упражнений, позволяющих пройти через символическую смерть слушатели курса провели во время занятия. На пяти небольших бумажках каждый из нас ответил на вопрос: “Кто я?”. Затем, мы расположили определения в логической последовательности, где ближе к себе оказались наиболее значимые утверждения, дальше - наименее. Постепенно эти определения и все, что с ними связано убирались со стола, так, символично, происходил закономерный процесс распада личности вплоть до небытия, затем - воссоздание.

В процессе упражнения, стало очевидным, что опираться надо не на статусы, регалии или окружающих: мы должны уметь доверять себе и научить этому своих клиентов. Проблема в том, что у со-зависимых сфера чувств, как-правило, подавлена, а накопленная агрессия вытесняется. В данном контексте очень важно слышать себя. Там, где есть чувства - есть мы, логика ориентирована на установки социума.

Работая в рамках упражнения, можно помогать клиенту вопросами: если вы расстанетесь с тем, что вы сейчас, где окажетесь через год, два, три, пять лет? Здесь важно дать перспективу, помогая увидеть желаемое окружение и занятия.

Эффективность подобных упражнений объясняется тем, что вся человеческая жизнь проходит между страхом рождения (перерождения) и смерти (саморазрушения).

В контексте Юнгианского символа драмы, завершающей частью занятия стала работа с вытесненной агрессией.

Занятие проходило в рамках программы "Психологическое консультирование и психодиагностика личности" http://ipp.hse.ru/educational/professional-retraining/counselling/
Previous post Next post
Up