Архивы ЖЖ: Воспоминания известных КИНОманов

Aug 12, 2013 15:43

Оригинал взят у lj_editor в Архивы ЖЖ: Воспоминания известных КИНОманов
Избранное за неделю: 50 лет назад родился Виктор Цой. Редакция Livejournal.Ru попросила известных блогеров вспомнить о Викторе и той, ушедшей эпохе.




Дата публикации 2012-06-21 12:12:

Спецпроект редакции LiveJournal.ru "Последний герой"

Роман liberov Либеров, режиссер:

Когда мне было пятнадцать лет, большая часть жизни проходила в квартире Наташи и Люды над пожарной частью. Люда - младшая сестра, училась в техникуме (через десять лет мы - в непривычных друг для друга качествах -увиделись во ВГИКе), а Наташу я не встречал с тех пор. У не была кличка -Мора - и по имени я никогда к ней не обращался.

Мора была "киноманкой". Хоть на тот момент она жила дольше меня лет на пять,я относился к этому опыту свысока. Мы с братом называли себя "битломанами" и иногда "хиппи". Какие-то тусклые "киноманы" казались существами ограниченными. Мора, кажется, знала наизусть все песни Виктора Цоя и исполняла их своим, в целом, высоким голосом, но сурово. Я любил слушать, как она пела.

До сих пор Виктор Цой иногда звучит во мне голосом Моры. Даже интонации вибрируют между "он" и "она" - все эти транквилизаторы, восьмиклассницы, звёзды по имени "солнце"... Этот отрывок жизни не вычесть из общей кривой. Помню, в 1991 году на стене соседнего дома возникла надпись "Виктор Цой жив...".

Он жил для меня через Мору. Не могу объяснить, почему, но иногда после очередной порции песен Цоя Мора ставила специально для меня пластинку "The Beatles" - чтобы я перевёл дыхание. Не помню, зачем - никому кроме они не были нужны. Кажется, Мора понимала, что такое кем-то дышать.

Я не видел её много лет. Не знаю, где она и что с ней. Наблюдал смену поколений у стены Цоя на Арбате, но никогда не видел другого человека, так дышащего песнями Цоя, как Мора. Теперь, столько лет спустя, его пенями дышу и я.

Этот простой, но точный и щемящий, наивный и сдержанный напев человека, который верил в то, что может изменить мир.

P.S. Протестное шествие и митинг 12 июня 2012 года. Завтра мне исполнится тридцать два года. Я бреду по Бульварному кольцу. И - как во все предыдущие попытки - вокруг звучит: "...перемен! требуют наши сердца!".»

Олег oleganisimov Анисимов:

Мне было лет 13, когда я впервые услышал «Кино». Это была песня «Эй, прохожий, проходи, эх, пока не получил». Я подумал, что за хулиганы такие, прохожих обижают. Гопники. В общем, «Кино» мне не понравилось. Но позже я заслушал альбом «Ночь», полный загадочных, ни на что не похожих песен, и был покорен. «Добили» меня мощные альбомы как «Группа крови» и «Звезда по имени Солнце».
Для меня Цой это в первую очередь образные лирические песни, такие как «Танец», «Красно-желтые дни», «Сосны на морском берегу», а уже потом гражданский пафос «Перемен» или «Попробуй спеть вместе со мной».
Считаю, что позднее творчество (если так можно говорить о работах человека, погибшего в 28 лет) Виктора Цоя намного привлекательнее, чем четыре альбома, выпущенные в 1982-1985 годах. Думаю, в 90-х годах Цой написал бы массу отличных песен. Впрочем, он и так достиг того, к чему стремился: славы «Последнего героя».

Константин voneggert Эггерт:

Я прекрасно помню, что первой песней Виктора Цоя, которую я услышал была "Алюминиевые огурцы". В ней не было ничего, строго говоря, "антисоветского", кроме одного - ни один нормальный советский человек не написал бы фразу "Злое белое колено пытается меня достать". Появление группы "Кино" в финале фильма Соловьева "Асса" с песней про перемены - один из самых важных культурных символов советской эпохи, которая под музыку Цоя завершилась. Он для меня стоит особняком среди героев русского рока 80-х - настолько органичный и, одновременно, особый, не похожий ни на кого. Я все время пытаюсь представить себе, что было бы, если в 1990 году он не погиб. Пытаюсь, и не могу. Виктор Цой слишком прочно принадлежит своему времени.

finskirobot:

Весной 90-го года меня призвали в армию, во внутренние войска и я уехал служить в Воронеж.

В августе, я узнал, что трагически погиб Виктор Цой.

В октябре начались волнения в Нагорном Карабахе и наш полк спешно перекинули сначала в Баку, а потом в крохотный городок Гадрут, недалеко от границы с Ираном. Так я оказался в НКАО - Нагорно-Карабахской Автономной Области.
Азербайджанские села чередовались с армянскими, дома азербайджанцев были забор к забору с армянскими и вдруг в всё вспыхнуло и добрые соседи в один миг превратились в заклятых врагов. В нашу задачу было не допустить межнациональной розни, кровопролития и вооруженных конфликтов. Гадрут был городом азербайджанским и наш полк, защищавший окрестные армянские села, недолюбливали. Сказывалось это в том, что нам отказывались продавать еду, солярку, невозможно было купить даже мыло. А после того, как мы задержали целый вертолет с оружием, в качестве мести ночью бросили в окно казармы гранату, которая не взорвалась по счастливой случайности . Поскольку мы были изгоями, нам приходилось возить белье в стирку за 300 километров - в крупный армянский город, где была другая войсковая часть. Я был задним стрелком сопровождения. Дорога шла по горному серпантину и занимала около 3-х часов. Я лежал на тюках с бельем в кузове грузовика, с автоматом калашникова наизготовку и непрерывно просматривал через прицел окрестности, готовый открыть огонь на поражение при малейшей угрозе колонне, а мой сержант здоровый и свирепый бычара по фамилии Братеев и по кличке, соответственно, Брат, загорал, развалясь в кузове и слушал музыку. Будучи дембелем у Брата был личный кассетный магнитофон, на котором он постоянно прокручивал единственную, имеющуюся у него кассету. Это был альбом Виктора Цоя «Группа Крови».

Я ехал по невероятно красивой дороге. По обе стороны от неё, прямо на обочине стояли деревья с грецкими орехами, хурмой, айвой, а горы справа и слева были покрыты виноградниками. И никого не было на этой дороге, никто не собирал орехи, виноград превращался в изюм, перезревшая хурма хлюпая падала нам под ноги. Война сделала эти потрясающе-красивые и плодородные земли пустынными. Плакат откуда-то из 60-х с надписью «Добро пожаловать в Гадрут» выглядел странно и дико на фоне заброшенных бензоколонок и покинутых домов. Я ехал и думал, что когда закончится война, я возьму с собой свою девушку и приеду сюда в отпуск, чтобы есть теплый от лучей солнца виноград, нежную хурму и любоваться серпантином горной дороги…

Через некоторое время нас вернули в Воронеж, спустя полтора года я отслужил в армии и вернулся домой. А ещё немного позднее распался Советский Союз и больше с тех пор я ни разу не был в Нагорном Карабахе.

Но спустя 20 лет, каждый раз, когда я слышу песни с альбома «Группа Крови» я вспоминаю то странное, тяжелое и в то же время такое прекрасное время.

Александр abvgd Малютин:

"Кино" слушаю давно и регулярно, но не сказал бы, что творчество Цоя на меня влияет, просто нравятся песни. Разве что иногда задумывался, когда видел Цоя: а вот еще можно быть таким -- романтиком, гитаристом, певцом -- и жить счастливо где угодно, хоть в кочегарке. Были бы рядом табак, алкоголь и братья по разуму. Такая жизнь во многом прекрасна, минус у нее только один -- она длится не очень долго. Лекарство против морщин, как пел Виктор.

Артём artchy Минаев:

Так получилось, что с творчеством Виктора Цоя я познакомился уже после его смерти. До этого у нас в семье элементарно не было магнитофона, а на пластинках группу Кино было не достать. Когда я учился кажется в 5-ом классе, папа купил магнитофон "Весна" и подарил мне пустую кассету. Я попросил продвинутого одноклассника записать на нее то, что он считает самым лучшим. Этим лучшим оказалась группа Кино. На одну сторону поместился альбом "Группа Крови", а на другую - "Звезда по имени Солнце". Честно сказать, на тот момент мне было не важно, что слушать. Факт обладания аудиозаписью уже приводил меня в восторг, и я бесконечно прокручивал эти два альбома, как только возвращался из школы. Я знал все песни наизусть, но не придавал значения, на сколько это случайное знакомство предопределит мое отношение к жизни, сформирует мои вкусы и стимулирует меня к саморазвитию. В тот момент мне нравилась простота музыки и текстов. Потом уже появились новые пристрастия, но эти два альбома до сих пор остаются одними из немногих, которые я могу слушать от начала до конца.

Благодаря творчеству Виктора Цоя я полюбил музыку и поэзию в целом. Песни Кино стали стимулом научиться играть на гитаре. Ведь я хотел чтобы именно они звучали в компании, а просить кого-то в сотый раз исполнить "Алюминиевые огурцы" стало неловко. Аккорды и мелодии были довольно легкими, но подтолкнули к серьезным занятиям музыкой. В дальнейшем первым моим источником заработка в студенческие годы стали выступления с группой в московских клубах. Эти концерты также помогли побороть комплексы публичных выступлений, получать удовольствие от общения, что во многом предопределило выбор профессии.

С точки зрения отношения к миру из творчества Цоя я вынес, на мой взгляд, самое главное. Жизнь человека - это его личный выбор. Прожить её для себя, для других или вообще не жить определяет он сам, а не те условия, в которых человек оказался. Так формируются личности. Руководствуясь именно этим постулатом, я пытаюсь относиться к окружающим.

Олег dnevnikfila Филимонов:

Могу ошибаться, но, скорее всего, мое знакомство с творчеством Виктора Цоя и группы "Кино" началось с текстов песен, которые были написаны на школьных партах. В тот год, когда он погиб, я перешел в новую школу. Новый коллектив, новые знакомства, физико-математический класс, количество неформалов превышало количество ботаников. И вот, парты с текстами "Группы крови" и "Перемен", фразы "Цой жив!" и объяснения в любви от девочек-подростков. На осенних каникулах в 11 классе мы ездили в Питер и, конечно же, посетили легендарную "Камчатку". Потом были походы и обязательные костры с обязательными песнями Цоя. Не удивлюсь, если мой сын лет через 5-7 в компании друзей будет распевать "Восьмиклассницу" или "Мама-анархия", и эти песни по-прежнему будут популярны.

Музыкальный критик Борис boris_barabanov Барабанов:

Творчество Виктора Цоя оказало на меня благотворное влияние.
Как и для многих моих сверстников, Виктор Цой стал воплощением мужества, добра и справедливости.

Игорь i_cherski Черский:

«Кино» было одной из трех любимейших групп, которые мы слушали в авиационном институте со второго по пятый курс. Еще были «Аквариум» и «Зоопарк».

Мы пели их песни на картошке, в стройотрядах. Любимая песня Цоя была про «Алюминиевые огурцы», особенно на картошке. Цой тогда был еще жив, никакой стены на Арбате не было, а мы просто ходили туда петь под гитары. Помню, в Калошином переулке были мусорные баки, мы на них залезали с Экслером, Тимуром и еще друзьями (Экслер, кстати, очень хорошо поет и играет), ну и горланили эти песни. Даже деньги какие-то собирали, можно было потом пива выпить.

Мы, конечно, не маленькие девочки, которые грозились покончить с собой, но для нас был очень мрачным момент, когда Цой разбился. Было понятно, что ушел какой-то очень хороший, очень правильный человек. А главное, как все мы, он был из «поколения дворников и сторожей», когда не считалось зазорным, имея высшее образование, пойти работать дворником или сторожем. Я вот работал дворником в кинотеатре, грузчиком в булочной. Так что Цой и по социальному происхождению был нам близок и дорог. Очень жаль, что он так рано ушел, хотя последние альбомы лично мне нравились уже меньше, чем первые.

Петр petunder Шкуматов:

Я очень люблю Цоя и считаю, что именно его песни внесли огромный вклад в те перемены, которые произошли у нас в конце 80-х - начале 90-х. И, в принципе, Цой до сих пор продолжает оказывать влияние на картину окружающего мира. Его песни вечны, а надпись «Цой жив» имеет право быть, поскольку Цой действительно жив. Он жив внутри нас. И то, что в течение уже нескольких десятков лет после того, как Цой погиб, его песни живы, говорит о величине его таланта. Я думаю, что эти песни будут жить еще очень долго.

Антон dolboeb Носик:

Конечно, я слушал Цоя со старшего школьного возраста. Наряду с «Аквариумом» и «Зоопарком», «Кино» играли важную и актуальную для нас тогда музыку. Для нас подпольные квартирные концерты, та субкультура, были актуальным искусством. Мы узнавали о квартирниках и концертах посредством сарафанного радио. Я ходил на всех артистов, и на Цоя в том числе.

Композитор Александр alexandrshulgin Шульгин:

В 80-е годы был такой вихрь модуляций в социуме, что после застоя , в том числе и музыкального в предыдущее десятилетие , было сложно не проявиться. Цой проявился. Но его проявление было более ярким в последние три года . Он взрослел . Взрослела и его музыка , его позиции . Он выходил на новые осмысления .
В 1989 году , мы участвовали вместе в интересной по теме программе в очередном выпуске " Взгляда" ( тогда наипопулярнейшей ТВ программе на советском Памела пространстве) Это было для Виктора первое масштабное появление в массы на Центральном ТВ . Программа была посвящена по являющему в то время в СССР частому бизнесу , был приглашен первый российский олигарх того времени Артем Тарсов и еще кто то, а со стороны представителей новой масс культуры пригласили нас с Виктором . Я представлял тогда новые работы наших групп " на экспорт" и это были hard'n' heavy группы с которыми я тогда работал : группа Kruiz и молодая в то время группа Shah , с их новым клипом ( первым советским клипом ) , который успешно транслировался по немецким телеканалам . Цой же был приглашен как артист работающий на локальный рынок ( Такие именно Определения нам и дал редактор программы , ибо речь в ней шла на экономические темы , импорт, экспорт итд)
Виктор в тот день презентовал ряд своих новых песен , в том числе и " Звезду по имени Солнце" , они впервые прозвучали по ТВ , и на следующий день вся страна уже уверенно пела эти песни и знала своего кумира десятилетия
Но меня , более всего проняли его слова , он смело ( а вто еще время это было опасно) называл все своими именами и имел четкое свое суждение по ряду вопросов . В ТВ эфир вошло не все , что он говорил, вошла лишь часть и та , что он говорил в микрофон . Но важно было и то , что он говорил без микрофона комментируя . Я сидел прямо рядом с ним и все комментарии были меж нами , мы перебрасывались во время прямого эфира полушепотом . Это для меня дало более, чем его музыка
То есть для меня в жизни более значимо Цой имел место не музыкой, а своими словами , словами не из песен , а из своей позиции в прозе

south_fragrance

Для меня музыка (даже нет, не музыка а поэзия) Цоя это отголоски из самых первых моментов детсва. Когда он был популярен мне было совсем мало лет.
Потом я столкнулся с ним будучи “пионером” в лагере от Бауманки в начале 2000-ых, а реальное осознание смысла его лирики приходит только сейчас.

Для меня лично Цой это образец чистого и беззаветного творчества последнего Советского периода. Человек с бунтарским духом внутри, не призывающий к насилию и революциям , но предлагающий всем нам изменить голову, сознанию, душу просто через другой взгляд на вещи.

Я не могу представить его в 90-ые. В эту эпоху дикого капитализма, бандитов и погони за прибылью. Видимо Господь забрал его для себя.

Но даже 20 лет спустя, наши сердца все ещё требуют перемен.

Previous post Next post
Up