Про потери, процессы и тарелки

May 27, 2013 14:19

Хотите интересный эксперимент?

Зайдите в любое заведение (например, в ресторан) встаньте в середине зала и повернитесь на 360°. При этом считайте сотрудников, которые напрямую приносят пользу клиентам, а также тех, кто простаивает, занимается транспортировкой и перемещением, переделыванием работы, ожиданием и другими действиями, напрямую не приносящими прибыли компании.

Такое простое упражнение даст вам быструю оценку «потерь» в повседневной работе компании. Вы, конечно, можете подумать, что никакая это не потеря, когда официант несет заказ из кухни клиенту или посудомойка моет посуду. Ведь клиент не отдаст деньги, пока ему не принесут еду или если его тарелка будет грязной. И это так. Это несомненно необходимые «сопутствующие» процессы, но бизнес может из-за них терять деньги. Официант может обронить поднос с заказом по дороге до стола, а посудомойка может разбить или плохо помыть тарелку. Хорошо, если тарелка с супом упадет на пол, а не на клиента и хорошо, если официант заметит грязную посуду перед подачей и вернет заказ на кухню (что, кстати, вызовет «переделывание» работы). Обратите внимание, что все эти уже достаточно серьезные риски возникли в результате выполнения сопутствующих, напрямую не приносящих прибыли процессов! Поэтому все это - потери.

Пересмотр и оптимизация процессов внутри компании помогают избегать таких потерь. Взглянем на то, как можно работать с потерями на примере Макдональдса. Риски, связанные с транспортировкой и перемещением продуктов и персонала снижаются за счет правильной и эргономичной планировки кухонь этой сети. Процесс приготовления картошки в заведении начинается с открытия герметичного пластикового мешка с предварительно помытым и нарезанным на дольки картофелем. Пакет открывается над фритюрницей, что минимизирует риск падения продукта на пол. После обжарки картофелю дают немного стечь тоже над фритюром. Там же картошку солят и упаковывают. Холодильник с замороженным картофелем стоит рядом. Все операции в одном месте. А проблему с битой и грязной посудой в Макдональдсе решили еще более радикально - ее убрали совсем. Вся посуда одноразовая. Она не бьется и не пачкается. Уверен, что они не сразу пришли именно к такому порядку работы. Возможно им понадобилось много времени для этого. Но я также уверен, что без постоянного пересмотра и оптимизации процессов Макдональдс вряд ли стал бы одной из крупнейших сетей быстрого питания в мире.

Еще один пример возможных потерь - это излишняя обработка, то есть лишняя, сверх необходимой, работа по производству товара или услуги. Может показаться не очевидным, но излишняя обработка включает в себя также более точные, чем необходимо для выполнения работы инструменты, более дорогие компьютеры и более сложные программы.

Если вернуться к нашему эксперименту с рестораном, то скорее всего где-то у стойки бара или за высоким столом в зале вы увидели официанта, тыкающего в монитор пальцем или картой. Если да, то тыкал он в компьютер для учета клиентских заказов и печати чеков. При общем снижении стоимости компьютеров сегодня вы удивитесь, что заведение может купить такой компьютер вместе с программой учета за несколько тысяч долларов. Ведь устройства и программы, выполняющие те же самые функции можно купить гораздо дешевле: за несколько сотен. Это, несомненно, пример излишней обработки, который стоит учитывать планируя новое кафе, ресторан или магазин.

Нажмите любую из кнопок ниже, если вам понравился этот материал.

pos, наблюдения, тбилиси, оптимизация процессов

Previous post Next post
Up