В конце 40-х годов XX века в СССР была принята "Комплексная программа по защите основных военных и промышленных объектов от последствий ядерного оружия". В соответствии с ней и с учетом дислокации в Балаклавской бухте основной базы подводных лодок Черноморского флота было принято решение о постройке на западном берегу бухты объекта противоатомной защиты 1 категории устойчивости.
В 1953 году правительством утвержден проект подземного сооружения, разработанный Ленинградским государственным проектным институтом "Гранит".
Объект состоял из нескольких частей: ремонтной части - объект 825 ГТС ("гидротехнические системы") с водным каналом длиной 608 м, глубиной 8 м, шириной от 10 до 24 м, топливного хранилища на 9,5 тысяч тонн ГСМ и арсенала -объекта 820.
Автономность укрытия - 30 суток. Общая площадь -около 15 тысяч кв.м. Численность персонала ремонтной части - 300 человек, арсенала - около 150 военнослужащих.
Строительство сооружения начато в 1954 г. специально созданным военным горностроительным отрядом Черноморского флота. В феврале 1956 г. на помощь военным строителям были направлены метростроевцы из Москвы и Харькова (на основе отряда было создано предприятие п/я А 3861 - ныне строительное управление № 528).
Полностью подземный комплекс был сдан в эксплуатацию в 1963 г. В первую очередь в 1961 г. была введена в строй ремонтная часть (объект 825 ГТС), которая предназначалась для укрытия, ремонта и обслуживания дизельных подводных лодок малого и среднего класса. Она включала в себя: канал, сухой док (доковую камеру), производственные площади, на которых
размещались станочный парк, участки по проверке лодочного электро- и гидрооборудования, служебно-бытовые и складские помещения.
Схема:
Вход
hdr номер раз
Кубик - это морская мегагерма, называемая Батопорт
"...Батопорт (специальная морская задвижка) - предназначен для перекрытия внутренней части канала в случае нанесения ядерного удара. Батопорт представляет собой двойной металлический короб высотой 14 м, шириной 6 м, длиной 18 м, весом 150 т. Расположен с правой стороны канала, в данный момент утоплен почти на всю длину в специальную нишу..."
hdr номер два
Понтон, при входе лодки в завод отодвигался в сторону.
"...понтонный мост закрывает вход в канал со стороны Балаклавской бухты. Из резервуаров моста выдувалась вода, вследствие чего он всплывал на высоту 0,5 м и отводился в сторону спецмеханизмом лебедочного типа - шпилем. Вход в канал закрывала маскировочная сеть закрепленная по краю козырька и подобранная под цвет скал..."
Немного из истории бухты:
Бухта в самом начале
Погрузка ракеты на ПЛ
***
Подводные лодки в бухте
Итак, пройдем внутрь
Мегадверки, весящие если неошибаюсь, по 22 тонны - унутрях за стальной обделкой - бетон
Древние якоря
Сухой док
Коридорчек
Отсюда стартовали секретные советские космические корабли
Офигенная фактура стен
Хитромудро кривые стены для гашения ударной волны
Тележка для перевозки грузов по комплексу, в тч ядерных в спец. контейнерах
Тележка на поворотном круге (круг поворачивается, тележка ездит)
Перекресток.
Справа и слева - хранилища, спереди - проход вглубь, сзади - выход наружу.
Ядерное тележко прибывает на первый путь...
Хранилище зарядов
Закоулок где-то между арсеналом и вентиляцией
Дверки в арсенал, внушают - по 17 тонн каждое
Выход в море
Выход ближе.
И немного лирики.
Конечно жаль что все это пиздец просрали, но могло быть и намного хуже. Однако хорошо что сейчас там, в отличие от ЗКП 221, есть свет и нет гипотетических гопнегов, и вход стоит около 70 рублев с носа.
Последняя экскурсия уходит вглубь в 16.45, без экскурсии приходить можно, покупай билет - жди когда народу скопится. Чтоб добратся с минимум мат. потерь из любой точки Крыма лучше идти по месту проживания и заказать экскурсию (ну такие тетки со столиками, они помоему везде есть). В нее обычно входит доставко (250 рэ в оба конца), прогулка на катере (125 рэ) и посещение завода (70рэ). Немаловажным плюсом является перевозка на том самом катере через бухту, тк обходить ее очень долго, да (правда плюсом является наличие по пути рабочей столовой с божескими ценами и вкусной едой).