САХЕР в Рияде

Jul 25, 2010 15:21

        С относительно недавних пор (где-то с июня) в Рияде появился САХЕР. Он дамокловым мечом навис над саудитами за рулем, представляя угрозу их образу жизни. С его появлением жизнь рядового саудита потеряла если не весь смысл, то значительную его часть. САХЕР отнял у него некоторые маленькие (но частые) радости жизни, и теперь в Рияде доступно еще меньше развлечений, нежели раньше.
        САХЕР - это система контроля соблюдения (а точнее, несоблюдения) правил дорожного движения. Это не просто продавцы полосатых палочек на дорогах. Как раз машины местной ГАИ ездили по дорогам и стояли по их обочинам и раньше, но на них саудиты не обращали особого внимания. Это было у них взаимным: ГАИшники особо не отлавливали местных шумахеров. Возможно от врожденной лени, а может и потому, что прекрасно понимали: какой же саудит не любит быстрой езды? Как можно лишать его такого удовольствия?!
        Еще совсем недавно, при разрешенной скорости на местных highway'ях в 120 км/ч, все ездили минимум 140, и местная ГАИ даже не считала это нарушением. Потому гоняли и 160, и 180 (хотя за такое уже ловили). По слухам, несколько лет назад, некоторые лихачи безнаказанно носились и за 200.
        Один знакомый, выезжая с семьей в Бахрейн на выходные, как-то умудрился проехать эту дорогу со средней(!) скоростью 160 км/ч. Другой же забавно на это отреагировал: «да, я тоже с семьей быстро не езжу - 160 в среднем. А вот когда один, тогда получается 200». Так что тут лихачей хватает.
        Хотя, разумеется, кое за чем ГАИшники следили и следят. Несмотря на всю свою лень, их целью была безопасность движения, а не сшибание штрафов, как у нас. Потихоньку они становились более и более строгими. Сначала стали ловить за скорость в 200 км/ч, потом - за 180, затем - за 160, а теперь все стало совсем плохо - на помощь им пришел неутомимый и неумолимый САХЕР.
        Весь смысл САХЕРа в том, что это чуть ли не полностью автоматическая система. Она включает в себя постоянно увеличивающуюся кучу камер на светофорах (для контроля проезда на красный свет), камеры на скоростных (и не только) дорогах (для контроля скорости), передвижные минивэны с радарами на обочинах (опять же для отлова любителей быстрой езды), и даже ГАИшников, разъезжающих по дорогам на американский манер на обычных машинах без всяких опознавательных знаков. Когда она замигает огнями, как новогодняя елка, на хвосте у несчастного саудита, то можно считать, что еще один лихач отъездился. Штрафы велики, и в следующий раз нарушать он уже не будет.
        Важная часть САХЕРа - система распознавания номеров. Если ты нарушил правила, то САХЕР полностью тебя «обслужит». Распознает номер, разыщет машину в базе, найдет владельца, выпишет ему штраф, проинформирует его SMS-кой, и будет ждать от него оплаты. А не оплатишь в течение месяца - удвоит сумму штрафа. Как угрожает официальный сайт - все отлажено и работает как часы. Кое-кому из знакомых САХЕР уже попортил кровь - так что сайт не врет, и система действительно работает.
        Саудиты просто обожают гонять и, надо думать, восприняли это нововведение отнюдь не с радостью. Все уже успели проникнуться серьезностью ситуации и выкручиваются, как могут. Регулярно рассылают друг другу email'ы с предупреждениями, типа «братья, я сегодня заметил еще одну камеру на такой-то дороге - будьте там осторожнее!» и рассказывают страшные байки, о том, что сделали с тем, кто-то не оплатил штраф вовремя (головы таким еще не рубят, а вот сумма штрафа возрастает в геометрической прогрессии - чему я с трудом верю. Такими темпами через несколько итераций предпочтительнее будет расстаться с головой, нежели выплатить неподъемные штрафы).
        Появились специальные GPS-карты с нанесенными камерами. Едешь по городу, а GPS-говорилка тебя предупреждает: тут speed-камера - не гони так, там red light-камера - не пытайся проскочить на красный.
        Некоторые используют недешевые радары, которые вроде различают камеры и радары ГАИшников, оставаясь невидимыми. И даже это оказывается незаконным - за использование таких штук местные шишки из ГАИ грозят страшными карами водителям.
        САХЕР педантичен и неумолим. Там, где ГАИшник может отвлечься (зевнуть или отлучиться по важному полицейскому делу) и простить лихача, САХЕР не пропустит ни одного нарушения. Если разрешена скорость 120, то уже за 121 будет выписан штраф. Потому все едут не с разрешенной скоростью, а чуть медленнее.
        Совсем скоро будет еще хуже. САХЕР научат распознавать, пристегнулся ли водитель ремнем безопасности, не остановился ли он слишком близко к светофору или на пешеходном переходе, и даже включил ли он фары ночью. Все это будет невероятно полезно для безопасности, но и невероятно же попортит жизнь молодым (и не очень) и горячим саудитам. Некоторые просто обожают ездить вечером и ночью без фар и даже без габаритных огней - типа, я и так все вижу. Таких придурков действительно надо учить штрафами. Кроме того, было бы очень хорошо, если САХЕР научится штрафовать еще и за излишне яркий свет фар. В этом вопросе некоторые саудиты любят крайности: либо ездят вообще без фар ночью, либо устанавливают настолько яркие галогенки (или пес знает, что это за фары такие яркие) и - разумеется! - включают их даже днем. Свет таких фар настолько ярок, что жжет глаза даже при полуденном солнце. Что удивительно, этим зачастую грешат водители дешевых раздолбанных таратаек.
        Обещают, что скоро САХЕР будет и в других больших городах (например, через несколько дней его вводят в Джедде).
        Поначалу я предполагал, что САХЕР как-то расшифровывается, ведь СА (Саудовская Аравия) - довольно стандартное сочетание в аббревиатурах названий местных контор. А какой же русский (зная, что такое СА) не предложит своего варианта толкования слова САХЕР? Но оказывается, САХЕР - исключение из этого правила. Ни СА, ни окончание не несут никакой смысловой нагрузки и никак не расшифровываются.
        САХЕР - это арабское слово ساهر, означающее «неспящий»

за рулем, Саудия

Previous post Next post
Up