Страдания после смерти
Сергей Горбатых Мария Эва Дуарте родилась 7 мая 1919 года в провинции Буэнос-Айрес.
С раннего детства девочку привлекал театр. С огромным энтузиазмом она принимала участие в школьных спектаклях. В 15 лет Эва Дуарте покинула скромный дом в маленьком городишке Хунин, где проживала с матерью, сёстрами и братом. Она отправилась в Буэнос-Айрес, чтобы исполнить свою заветную мечту: стать великой актрисой.
Но вместо главных ролей в спектаклях, идущих в престижных театрах, Эве пришлось исполнять только второстепенные, да и то только на подмостках малоизвестных творческих организаций.
Известность пришла к ней после того, как Эва начала вести программу «Великие женщины всех времён и народов» на радио «Эль Мундо».
22 января 1944 года Эва Дуарте в столичном Луна-парке, на благотворительном вечере, организованном с целью сбора средств для помощи пострадавшим в результате сильного землетрясения в провинции Сан Хуан, познакомилась с красивым полковником. Им оказался Хуан Доминго Перон - секретарь правительства по вопросам труда и социальной защиты.
Этот влиятельный чиновник к тому же был вдовцом и ценителем молодых обаятельных женщин.
После этого благотворительного вечера Перон увёз Эву ночевать в свою шикарную квартиру, расположенную на проспекте Кажао.
К 1945 году Перон добился огромного авторитета в аргентинских профсоюзах, а также занимал должности вице-президента страны и военного министра. На его стремительный карьерный рост с завистью смотрели его бывшие товарищи по оружию. Влиятельных политиков и крупных землевладельцев сильно пугало влияние, которое имел Перон на широкие массы трудящихся. 10 октября 1945 года в результате сильного давления он вынужден был подать в отставку со всех занимаемых должностей. 13 октября по сфальсифицированному обвинению «в предательстве родины» Хуан Доминго Перон был заключен в тюрьму на острове Мартин Гарсия.
Эва Перон подняла на ноги все профсоюзы. Начиная с 15 октября улицы Буэнос-Айреса стали заполняться людьми, оставившими свои рабочие места. Они скандировали только одно слово: Перон!!! На столицу из предместий двигались колонны рабочих... Из других провинций к Буэнос-Айресу следовали поезда, забитые людьми... Все выкрикивали: Перон!!! Перон!!!
Правительство испугалось массовых социальных волнений, которые могли бы перерасти в революцию, и выпустило Перона из тюрьмы. 17 октября он выступил перед десятками тысяч людей с балкона президентского дворца Каса Росада.
10 декабря 1945 года Хуан Доминго Перон и Эва Дуарте вступили в законный брак.
На выборах 24 февраля 1946 года Хуан Доминго Перон, набрав 52 процента голосов,был избран президентом Аргентины. Огромную роль в этой победе сыграла его супруга.
Эва отказалась от всех официальных должностей в правительстве своего мужа, решив посвятить всю свою жизнь «помощи самым бедным и угнетённым». Для этого она создала фонд, названный её именем, который расположился в помещении секретариата по вопросам труда и социальной защиты. В распоряжении Эвы Перон был безлимитный государственный бюджет, которым она имела право распоряжаться по своему усмотрению.
Не только улицы Ипполита Иригожен и Перу, где находился фонд, но и все остальные, примыкавшие к ним, всегда были запружены сотнями просителей, стоявшими в очередь на приём к Эве.
Она принимала всех лично. Беседовала, узнавала суть просьбы и решала, кому выделить муниципальное жильё, кому участок земли под застройку, кому помочь с устройством детей в учебное заведение, кому выдать ссуду для создания кооператива, а кому пошить форму для любительской футбольной команды...
Деньги на всё это были. Ведь Аргентина после Второй мировой войны накопила огромные запасы валюты и золота, которые можно было тратить без оглядки.
Работала Эва очень много. С раннего утра с коротким перерывом на обед, а потом снова... И так ежедневно до 2 часов утра.
«Знаменосица всех бедных и угнетённых» - с восхищением и благодарностью говорили о ней все те, кому она помогла.
«Святоша!» - с ненавистью корчили гримасы олигархи, представители военной верхушки, лидеры оппозиционных политических партий.
Кроме помощи нуждающимся, Эва начала тяжёлую борьбу за уравнения прав женщин и мужчин. Это была очень сложная задача в условиях Аргентины той эпохи. Эва приложила колоссальные усилия для того, чтобы аргентинский парламент после серии продолжительных дебатов в 1947 году принял закон о предоставлении женщинам этой страны избирательных прав.
В августе - октябре 1948 года, в качестве Посла доброй воли, Эва Перон с официальными визитами посетила Испанию, Италию, Ватикан, Португалию, Францию, Швейцарию, Бразилию, Уругвай. Везде её встречали восторженные толпы людей. Эва Перон была принята первыми лицами этих стран. Римский Папа Пий 12 после беседы с ней подарил Эве золотые чётки. В Испании генералиссимус Франко вручил ей высокую награду этой страны: Большой Крест Исабель Ла Католика.
После возвращения Эва большую часть своего времени стала уделять работе с профсоюзами и политической деятельности. В 1949 году она основала Женскую перонистскую партию, председателем которой являлась до самой своей смерти.
В 1950 году врачи обнаружили у Эвы рак матки и рекомендовали ей полный покой... Несмотря на это, она, не щадя себя, продолжала много работать.
1 мая 1952 года Эва Перон в последний раз выступила с балкона Каса Росада по случаю Международного дня солидарности трудящихся. Этой ей стоило огромных усилий. Эва закончила говорить и потеряла сознание.
26 июля 1952 года в 20 часов 30 минут все радиостанции и телевидение Аргентины, прервав свои передачи, сообщили, что «Наша всеми уважаемая и любимая сеньора Эва Перон стала бессмертной».
Для того, чтобы навсегда сохранить тело Эвиты (так ласково называли её многие), аргентинское правительство срочно заключило контракт на его специальное бальзамирование с испанским доктором Педром Ара. Тот немедленно принялся за работу. К утру 27 июля тело было готово для того, чтобы народ мог проститься со своей любимицей.
16 дней и ночей нескончаемая очередь стояла перед министерством труда и социальной защиты, где был выставлен гроб, для того, чтобы в последний раз увидеть Эву. Принесли тысячи венков. Некоторые из них имели траурные ленты, где на внешней стороне виднелась стандартная фраза с выражением соболезнования, а на внутренней - маленькими буквами слова ненависти и злорадства: «Да здравствует рак!», « Ты сдохла, Святоша!» ...
Затем тело Эвы Перон было перевезено в главный офис Хенераль Конфедерасьон дель Трабахо (Генеральное объединение профсоюзов), располагавшийся на улице Асопардо. Здесь доктор Педро Ара уже оборудовал лабораторию, имевшую всё необходимое для работы по сохранению тела усопшей. Пока он занимался бальзамированием Эвиты, в Аргентине был объявлен конкурс по созданию её мавзолея-усыпальницы.
В 1953 году Хуан Домиго Перон прибыл в лабораторию доктора Ара. Он открыл двери и, невольно прикрывая нос ладонью от тошнотворного запаха химических реактивов, осмотрелся.Под потолком, распятый на тросах, висел голый труп его жены... Увидев эту жуткую картину, президент Аргентины едва не потерял сознание. После этого визита он никогда больше не приезжал на улицу Асопардо,а осведомлялся о ходе работ по сохранению тела Эвы у Педро Ара по телефону.
Прошли три года. Усыпальница для Эвы Перон ещё не была построена. Её тело по-прежнему находилось в лаборатории на улице Асопардо, где за ним наблюдал доктор Ара. Бывший парикмахер Эвиты сделал ей причёску. Помощник доктора Ара одел Еву в её любимый костюм.
Хуан Доминго уже второй срок был президентом Аргентины. К началу 1955 года экономика страны находилась в кризисе, т.к. накопленные деньги уже давно были потрачены Пероном на безумные проекты: создание современной военной авиации, строительство атомного реактора... Особое недовольство деятельностью правительства проявляла армейская верхушка. Ряд военных мятежей, начавшихся в июне 1955 года, 20 сентября закончились государственным переворотом, названным впоследствии Освободительной революцией. Хуан Доминго Перон бежал в Парагвай, где получил политическое убежище.
Военные, пришедшие к власти, распустили парламент, верховный суд, запретили перонистскую партию. Лаборатория на улице Асопардо, где находилось тело Эвы Перон, было взята ими под усиленную охрану. Военная хунта боялась, что оно может быть выкрадено перонистами или уничтожено антиперонистами, что могло бы привести к гражданской войне в Аргентине.
24 ноября 1955 года в 22 часа, выполняя приказ президента де факто страны генерала Арамбуру, начальник военной разведки подполковник Мури-Кёнинг в сопровождении своих доверенных офицеров прибыл в лабораторию доктора Ара. Они погрузили гроб с телом Эвы в грузовик, который, пропетляв больше часа по ночным улицам Буэнос-Айреса, остановился у здания на улице Вьямонте 1816. Здесь располагался главный офис аргентинской военной разведки. Гроб был перенесён в приёмную Мури-Кёнинга. После чего, в подвале здания был найден деревянный ящик размером полтора метра на сорок сантиметров и высотой сантиметров тридцать. Потом оказалось, что это был один из тех ящиков, которые выгрузили из двух немецких подводных лодок, сдавшихся аргентинским властям после окончания Второй мировой войны в порту Мар дель Плата.
Тело Эвы, которое после долгих лет бальзамирования имело размеры двенадцатилетней девочки, переложили из гроба в ящик, поставили его вертикально в платяной шкаф и закрыли приёмную на замок, ключ от которого имел только Мури-Кёнинг.
Последующие дни аргентинские и мировые средства массовой информации комментировали кражу гроба с трупом Эвы Перон. Высказывалось множество предположений, но правду знал только генерал Арамбуру, ограниченный круг офицеров военной разведки и доктор Ара, с которого взяли подписку о неразглашении государственной тайны.
Шли месяцы. Доступ в приёмную начальника военной разведки, закрытую на ключ, был запрещён. Но все проходившие мимо неё удивлялись резкому неприятному запаху, исходившему из помещения.
На апрель 1958 года в Аргентине были назначены всеобщие выборы. Военная хунта решила оставить власть после того, как до тла развалила экономику этой страны. Военные заранее стали уничтожать все компрометирующие их документы. Самой главной уликой против их преступлений являлся труп Эвы Перон, почти два года находившийся в ящике, вертикально стоявшем в приёмной начальника военной разведки. Начались активные консультации между генералом Арамбуру, являвшимся президентом де факто Аргентины, и лицами, знавшими эту тайну.
Ими было принято единственное решение: избавиться от этого очень опасного трупа. Но каким образом? Поступило множество предложений.Среди них были и жуткие: кремировать и пепел спустить в унитаз; сбросить тело с самолёта в океан; растворить его в кислоте; залить бетоном и т.д.
В конце концов, приняли решение захоронить Эву по христианским традициям, но за рубежом. Были установлены необходимые контакты с высокопоставленными лицами Ватикана, которые и дали добро на совершение этой «операции».
В 16 часов 23 апреля 1957 года на итальянский пассажирский лайнер «Конте Бьянкамано» в порту Буэнос-Айреса был погружен гроб весом в четыреста килограммов с телом Марии Маджи Мажистрис, гражданки Италии, погибшей в автомобильной катастрофе в аргентинской провинции Росарио. Таможенники подписали все необходимые документы, даже не прикасаясь к гробу.
На самом деле в нём находилось тело Эвы Перон. Все, кто имел дело с её забальзамированным трупом, утверждали, что он весил не более тридцати килограммов. Так почему же гроб весил четыреста? Дело в том, что вместе с телом в нём находилось золото-«финансовая благодарность» правительства генерала Арамбуру Ватикану за секретную «операцию» по тайному захоронению Эвы.
В порту Милана гроб из Буэнос-Айреса был выдан священнику Франсиско Ротжеру.
Вскоре на миланском кладбище Мадджоре в могилу 41, участка 86 был опущен гроб стандартных размеров. В нём находилось тело Эвы Перон. На могильной же плите было написано «Мария Маджи Мажистрис».
Шли годы... Хуан Доминго Перон из Парагвая перебрался в Панаму, где познакомился с молодой аргентинской балериной Марией Эстелой Мартинес, которая позже стала его женой. В 1960 году они переехали жить в Испанию. В мадридском районе Пуэрта де Ерро Перон приобрёл огромный дом с парком.
Эва Перон продолжала лежать в могиле под чужой фамилией на кладбище Милана...
Хуана Доминго Перона ежедневно посещали представители профсоюзов, приезжавшие к нему из Аргентины. Иногда в доме появлялись лидеры перонистской партии, действовавшей в подполье. От них всех Перон требовал сделать всё для того, чтобы он вернулся в Аргентину и участвовал в президентских выборах.
По воскресеньям супруги Хуан Доминго Перон и Мария Мартинес посещали премьеры фильмов, спектакли, выезжали за город...
Эва Перон продолжала лежать в могиле под чужим именем на кладбище Милана...
Ничего не менялось до 1 июня 1970 года, когда весь мир вздрогнул от страшного события, происшедшего в Аргентине. Неким движением «Монтонерос» был похищен, а затем расстрелян в одном из подвалов пригорода Буэнос-Айреса генерал в отставке Педро Арамбуру. Тот самый, который в результате Освободительной революции сверг законно избранного президента Хуана Домиго Перона и сам назначил себя президентом страны.
Вскоре выяснилось, что монтонерос- это молодые люди, организовавшиеся для вооружённой борьбы по возвращению Перона к власти. Их основной лозунг «Перон или смерть!». Их печатный орган- «Эвита монтонера». Монтонерос обещали физически уничтожить всех, кого они подозревали в похищение тела их товарища- Эвы Перон. Каждый день на улицах аргентинских городов лилась кровь. Монтонерос развязали настоящую войну. Они убивали офицеров армии, флота, полиции... Для финансирования своей подрывной деятельности похищали с целью выкупа предпринимателей и богатых людей.
Эва Перон продолжала лежать под чужим именем на городском кладбище Милана...
Очередная военная хунта проигрывала войну с монтонерос. Ничего не могло сдержать их... Тогда президент де факто Аргентины генерал Лянуссе в августе 1971 года послал в Мадрид своего доверенного человека-начальника военной разведки- полковника Кабанижаса. По прибытию в Мадрид 16 августа он встретился с Пероном и передал ему личное послание Лянуссе. Президент де факто обещал вернуть Перону его аргентинское гражданство, всю пенсию за все годы вынужденной политической ссылки (около пятидесяти тысяч долларов США) и тело бывшей жены - ЭвыПерон.
В ответ Хуан Доминго Перон должен был сделать всё для прекращения террористической деятельности монтонерос.
Затем Кабанижас вместе с послом Аргентины в Испании бригадиром Хорхе Сильвейра стали действовать согласно разработанному заранее плану «Чемодан».
В течение десяти дней ими было получено разрешение муниципалитета Милана на вскрытие могилы Марии Маджи Мажистрис.
В жаркий полдень 31 августа 1971 года запаянный гроб был поднят из могилы и доставлен на кладбищенский склад. Здесь шесть самых опытных рабочих стали осторожно его вскрывать, стараясь ничего не повредить... И, наконец, очень медленно сняли крышку...
- Она живая! Она живая! - закричал вдруг один из рабочих и, став на колени, принялся молиться.
- Это святая... Не похоже, что она умерла двадцать лет назад... - прошептал другой.
Тело Эвы Перон сохранилось очень хорошо, не считая повреждений носа и пальцев ног из-за того, что ящик, в котором она находилась, долгое время стоял в платяном шкафу вертикально.
В 19 часов 2 сентября 1971 года мумифицированные останки Эвы Перон были вручены Хуану Доминго Перону в его доме в Пуэрта де Ерро в Мадриде.
- Да, это она, - спокойно произнёс Перон и расписался в документе о получении тела своей бывшей жены.
В мадридской резиденции вместе с Хуаном Доминго и Марией Эстелой жил Хосе Лопес Рега, бывший капрал аргентинской федеральной провинции, проходимец и аферист. Он втёрся в доверие к супругам Перон и сделался незаменимым в их повседневной жизни. Лопес Рега утверждал, что он не простой смертный, а человек, наделённый магическим даром предсказывать будущее, воскрешать мёртвых, переселять души усопших... Его ненавидели все, кто посещал дом Перона, и за глаза называли Ведьмаком.
Лопес Рега откуда-то добыл стеклянный ящик больших размеров и, аккуратно положив туда тело Эвы, оставил его в пустой комнате.
Теперь каждый день Мария Эстела (она предпочитала, чтобы её называли Исабелита)- по настойчивой рекомендации Ведьмака -причёсывала Эву и протирала её тело носовым платком, смоченным одеколоном. Два раза в неделю Лопец Рега вынимал труп Эвы из ящика и укладывал на кровати. Рядом с ней, голова к голове, ложилась Исабелита. Ведьмак зажигал вокруг них свечи и произносил таинственные заклинания.
- Моя госпожа, я сделаю так, что дух и энергия Эвиты переселятся в ваше тело. Вы станете Эвой Перон нашего времени! - обещал Лопес Рега Марии Эстеле.
Хуану Доминго Перону удалось вернуться в Аргентину в июле 1973 года. На родине он активно включился в избирательную кампанию. 12 октября 1973 года Хуан Доминго Перон был выбран президентом Аргентины, а его супруга Мария Эстела Мартинес - вице-президентом. Хосе Лопес Рега занял пост министра труда и социальной защиты.
Эва Перон продолжала лежать в стеклянном ящике в пустой комнате в мадридской резиденции своего бывшего мужа...
1 мая 1974 года, выступая с балкона Касы Росада, Хуан Доминго Перон в своей речи публично объявил монтонерос агентами империализма и исключил их из перонистского движения.
Эва Перон продолжала лежать в стеклянном ящике в пустой комнате в мадридской резиденции своего бывшего мужа...
1 июня 1974 года Хуан Доминго Перон умер от давно его мучавшего рака предстательной железы. Согласно Конституции Аргентины, президентом страны стала его супруга - вице-президент Мария Эстела Мартинес.
Эва Перон продолжала лежать в стеклянном ящике в пустой комнате в мадридской резиденции своего бывшего мужа...
В ночь с 14 на 15 октября 1974 года группа монтонерос взломала склеп на столичном кладбище Реколета и похитила труп генерала Арамбуру. На стенах домов Буэнос-Айреса появились надписи «Меняем Арамбуру на Эвиту».
17 октября 1974 года чартерным рейсом тело Эвы Перон было доставлено из Мадрида в Аргентину и помещено в усыпальницу часовни президентской резиденции в городе Оливос.
18 октября 1974 года на улице Сальгеро в Буэнос-Айресе рано утром была обнаружен грузовик с телом генерала Арамбуру.
24 марта 1976 года в Аргентине произошел военный переворот, в результате которого правительство Марии Эстелы Мартинес (Исабелиты) было низложено. К власти в очередной раз пришла хунта высших офицеров сухопутных сил, военной авиации, военно-морского флота.
Новый президент де факто генерал Хорхе Рафаль Видела не мог допустить, чтобы в часовне его резиденции покоилось тело Эвы Перон.
На исходе дня, 26 октября 1976 года, санитарный грузовичок, сопровождаемый патрульным полицейским автомобилем, доставил на столичное кладбище Реколета тело Эвы Перон. На церемонии погребения самой известной женщины Аргентины присутствовали только её сёстры Эрминда и Бланка Дуарте. По распоряжению военной хунты, Эва Перон была похоронена в семейном склепе Дуарте на глубине шести метров. Сверху на её могилу положили толстую металлическую плиту.
На следующий день все аргентинские средства массовой информации сообщили о том, что наконец-то Эва Перон нашла вечный покой.
Вечный ли?
(Фотография Эвы Перон взята из Интернета)