Давайте поговорим про Трошина. На стриме с Чёрным Молотом уже обсуждали частично, вот время продолжить.
Сюжет таков: главный герой, художник-собака Мурнау, прошёл через Первую Мировую войну и испытывает посттравматическое расстройство. Ещё его бросила возлюбленная, и он художник. Весь комикс он пытается бороться с безработицей и меланхолией.
Давайте с порога про животных. Да, Трошин рисует зверят. Работает это, как и в Блэксаде, то есть задаёт характер через визуальный образ. Собаки верные, стайные, и что-то там ещё. Вот об этом примерно речь.
Теперь про сам комикс. Повествование рваное, в нём редко бывает больше пары страниц связного повествования. Мурнау постоянно посещают видения, воспоминания, или же он просто что-то воображает. Или рисует.
По сути прям истории здесь особо нет. Комикс это череда внутренних состояний главного героя, перемежающиеся рядом событий из жизни. Относительно связной является лишь романтическая линия - но даже тут с подвывертом в финале. Осторожно, спойлеры:
Главный герой вновь находит и вновь теряет любимую, после чего нам вроде как показывают, что он находит утешение в объятьях девушки, которую рисовал и которая помогла ему найти работу. Но именно, что вроде бы, потому что на последних страницах Мурнау идёт в обнимку с блондинкой. При этом и его бывшая, и дамочка, которую он рисовал, брюнетки. Зачем это было сделано? Ну, надо спрашивать Трошина, очевидно. Возможно, имелось в виду, что Мурнау просто нашёл себе какую-то любимую. Но тогда зачем было выстраивать симпатии с дамочкой, которая позировала Мурнау? Вот в этом моменте я чуть голову себе не сломал, пытаясь по форме собачьей морды понять, есть ли сходство хоть с кем-то. Но тут мы переходим к рисунку.
Рисунок одновременно прекрасен и ужасен. В том плане, что это хороший акварельный рисунок, довольно хорошо подходящий стилю повествования. Вот я вижу в некоторых текстах, у той же Лаврентьевой, что есть вдохновение Отто Диксом, местами буквальное цитирование. Но я бы поспорил. Отто Дикс делал реализм. То, что рисует Трошин, больше походит на импрессионизм. Это про выплеск эмоционального на холст, мир через призму чувств автора. Отсюда и зверята вместо людей, так-то.
А почему же рисунок плох? Потому что две свиньи неотличимы друг от друга. Нет, это не расизм, потому что собак между собой я тоже не различу. Да, сам Мурнау крайне узнаваем. Ряд других собак, вроде жениха его бывшей, обладают характерными чертами, но вот в спойлерной части объясняю, что это даже на понимании сюжета сказывается.
Можно возразить, что свинья в кадре только одна, и это друган Мурнау с войны. Но это приведёт нас к одному из ключевых поворотов, где случайный полицейский очень удачно для Мурнау оказывается всё тем же его знакомым.
А как оно в целом-то воспринимается? Сумбурно. Как пачка эмоций, упакованных в ожерелье. То есть вроде как оно всё увязано общей сюжетной канвой, но это не жемчуг, а разноразмерные, разного качества отделки драгоценные и полудрагоценные камни. И возможно, даже обычная галька где-то посередине.
Хороший ли это комикс? Спорно. Безусловно неплохой рисунок и толково переданные эмоции здесь есть. Но лично мне рваность повествования и оборванность сюжетных линий портят удовольствие от прочтения.
Что интересно, мы ещё вернёмся к этой теме в рецензии на "Булгаков. Путь мастера". Это следующий комикс Трошина. Она выйдет следующей, сегодня-завтра.
#комиксы #русский_комикс