Комиксы из ДГПБ 5: Дуальность

Feb 12, 2024 17:24


Время нашей нерегулярной рубрики о комиксах из Публичной библиотеки. Здесь я вкратце пробегаюсь по комиксам, которые прочитал за последнее время. Сейчас все эти комиксы уже вернулись в Донскую Публичную библиотеку, где вы можете их взять, если вас заинтересует.

1. Дуг Тен-Нэйпл. Картон (Cardboard, 2012)





Оказывается, создатель червяка Джима рисует комиксы, вот так вот.

«Картон» - это история о том, как отец хотел подарить сыну игрушку. Однако семья малоимущая, и прошло лишь несколько лет, как умерла мать. Так что денег хватило лишь на картон у какого-то чудака в подворотне. Но оказалось, что картон волшебный и сделанные из него игрушки оживают. И всё бы ничего, да про картон прознал ребёнок соседа, что издевается над сыном главного героя и донимает его.

В принципе, у нас тут классическая история про подарочные чудеса и детей вокруг неё. История по хорошему для детей и подростков, и она о том, что люди могут меняться. Есть здесь элементы и для более взрослой аудитории - сюжетная линия отца, который никак не может отпустить смерть жены и жить дальше.



Ещё ближе к финалу, когда картона становится многовато, комикс напоминает инди-фильм «Дэйв сделал лабиринт». Там тоже поделки из картона вышли за пределы разумного и реального. Причём фильм вышел на пять лет позже, так что возможно, режиссёр подглядел идею-другую.

В целом, комикс забавный, хотя история слеплена из знакомых всем кусков сюжетного лего. Нарисовано здорово, как-то приземлённо что ли. Иногда вот все эти художественные исхищрения комиксистов затмевают собой историю, превосходят её. Здесь же всё очень гармонично. И к слову, немало интересных приёмов, связанных с кадрированим.

2. Уоррен Эллис, Джейсон Говард. Деревья. Книга 2. (Trees Vol 2, 2015-2016)



Про первый том рассказывал в предыдущем выпуске этой стихийно сложившейся серии текстов. Несмотря на общее разочарование, мне было интересно, куда Уоррен поведёт историю дальше. Начнёт ли её сосредотачивать в какое-то подобие единой истории.

В принципе, да, начнёт. От четырёх персонажей мы перешли к двум, и действия хотя бы одного из них прямо связаны с теми самыми «деревьями». Это единственная учёная, выжившая после катастрофы под одним из «деревьев». Теперь её просят изучить другие деревья, нет ли там таких же «чёрных маков», как у того. Тем временем в Нью-Йорке новоизбранный мэр пытается разобраться со своими грязными делишками.



В целом же, нельзя сказать, чтобы стало интереснее. Оно всё длится и длится, и тянется, и да, написано умело. Всё же Уоррен Эллис человек, к моменту создания Деревьев написавший уже какую-то бездну комиксов, некоторые из которых стали вехой в истории комиксов. Прям плохо он не умеет. Но история всё равно какая-то унылая. Ах да, и трансгендер из первой части, как выяснилось, таки выжила и её сюжет продолжается. Её участие в этом томе, правда, исчисляется двумя страницами.

В целом, я наверное, всё же когда-нибудь доберусь и дочитаю целиком, но надежд, что это всё обретёт смысл, у меня нет.

3. Дмитрий Чинов, Аскольд Акишин. Дело Принципа. (2022)



В принципе, ни одного из соавторов комикса представлять не нужно. Чинов не только сценарист, но и редактор издательства Alpaca, а Аскольд Акишин просто один из самых известных художников-комиксистов России. Возможно, даже самый-самый.

Комикс рассказывает историю Гаврилы Принципа, который застрелил эрцгерцога Франца Фердинанда, что положило начало Первой Мировой войне. Сюжет следит за Гаврилой с самого детства и до самой смерти в тюрьме через пару лет после убийства эрцгерцога. Периодически нам показывают и жизнь самого эрцгерцога, что он был за человек.

С историческими комиксами всегда одна и та же беда. Есть ощущение, что никто или почти никто не знает, как бы им сфокусировать историю и дать ей смысл. За какой исторический комикс я не берусь, происходит одна и та же ситуация - историю они рассказывают, да. Но сюжет лишён заострённости, нацеленности.



Зачем рассказывать про детство Принципа? Показать неоднозначность его фигуры? Для этого не обязательно посвящать ему столько страниц. Раскрытие же ситуации с националистами Боснии и Сербии, который через убийство надеялись освободить свои страны из-под гнёта Австро-Венгрии, получилось довольно куцым.

Самый классный момент комикс - это пожалуй, описания самого убийства, как бы мрачно это не звучало. Нам рассказывают в подробностях, сколько человек вообще в тот день собирались убить эрцгерцога помимо Гаврилы, каков их был план, как всё пошло вопреки ему, что в итоге случилось и каковы были последствия. Однако эта часть - это процентов 30% от всего комикса. Хорошая доля, но к этому моменту я продирался через силу. Эти комиксы у меня также с начала года, а дочитал я Дело Принципа лишь на днях.

В общем, неоднозначные впечатления. Безусловно, знаковая работа, и исторического значения, но довольно значительная её часть сильно угнетает в плохом смысле.

4. Ивана и Градимир Смуджа. Сквозь искусство (Au fil de l’art, vol 1&2, 2012/2015)



Вообще я люблю истории про искусство. Фильмы, сериалы, книги, закрученные так или иначе вокруг искусства. Но здесь что-то пошло очень не так.

История повествует о девочке и её говорящем коте, которые случайно проваливаются в пещеру, оказавшуюся пещерой Ласко, где были найдены самые древние рисунки ранних людей. После этого красная линия (вот это символизм, ага) ведёт их по истории искусства, знакомя с живописцами эпохи Возрождения - да Винчи, Микеланджело, Дюрером. И затем линия ведёт их дальше и дальше, знакомя с другими художниками, прыгая по эпохам, завершая историю Магриттом, Ван Гогом и Пикассо.

Проблема в том, что сюжета здесь по сути нет. Персонажи главной героини по большому счёту отсутствуют, а персонажи художников представлены весьма абстрактно. Весь комикс - попытка сделать историю искусства для детей. По крайней мере, ощущение такое есть. И возможно, детям оно бы и зашло - хотя на мой взгляд, даже детям нужны внятные персонажи, за которыми хочется следить.



Главная героиня с кошкой явно списаны с Алисы, как и зачин истории. Она проваливается в сюжет и вынуждена сначала барахтаться в нём, а потом таки начать более осмысленно двигаться по линии. Но прям осмысленности перемещений - или действий - здесь нет. Переходы скорее рандомны, художники представлены кое-как и следить за этим всем не очень-то и хочется.

При этом комикс красиво нарисован - французы, как никак. Прям хорошо нарисовано. Но вы меня знаете, для меня скорее сюжет оправдание для рисунка в комиксе, наоборот это слабо работает. Полистать определённо интересно. Читать это - никак нет.

Вот такая вот подборка комиксов получилась. Увидимся с вами как-нибудь ещё.

#комиксы

дгпб, #комиксы, русский комикс, мнение, комиксы

Previous post Next post
Up