Продолжим нашу стихийную рубрику про комиксы из Публичной библиотеки Ростова-на-Дону.
1. Фронт 14-17. Илья Воронин
Вступление к этому комиксу написал Акишин, что уже делает его любопытным. Но я долго гадал, почему 14-17. Уже в процессе прочтения сообразил, что речь о Первой Мировой, 1914-1917 годах. Почему не по 18й? Потому что по революцию.
В целом комикс про перипетии конкретного "белого" офицера. На начало комикса он из училища отправляется в Петроградскую часть, а в конце - спойлер - отправляется из прифронтовой части в Добровольческую армию, в Новочеркасск.
Комикс хорошо нарисован, но не совсем понятен с точки зрения сюжета. Какого то особо политического высказывания тут нет. Исторического тоже не особо. По сути это просто условный боевик про войну. Довольно неплохой. Но какого-то фокуса истории не хватает. Главный герой как будто не имеет мнения о ситуации, кроме того, что всё, что творится, это “непорядок”. Даже в ставку он отправляется скорее исходя из защиты устоявшегося образа жизни, нежели за ради какого-то мотива.
Зато он относительно нейтрален, как высказывание, и не должен поджигать бело-красный конфликт. В целом, похоже на начало сериала. Если так, будет интересно почитать продолжение.
2. Меррэх. Алексей Горбут
Короткая поучительная история про сына египетского фараона, который был не готов услышать "нет".
Сложно предъявлять претензии к рисунку Горбута, но тут местами чрезмерное злоупотребление крупными планами, имхо. Сам же стиль, как всегда на высоте. Опять же, используется интересная работа с кадрами-фреймами - их почти нет. Похожую технику очень любил Уилл Айснер.
Сама история поразительно короткая, тут всего ничего страниц. Из-за этого сложно воспринимать Меррэх как полноценную историю. Максимум как сказку. Но в любом случае опыт скорее приятный.
3. Комиксы и графика. Хёрлуф Бидструп
Вообще я почему то был уверен, что Бидструп немец, но оказалось, что он из Дании, просто довольно часто посещал ГДР и именно через Германию его сатирические комиксы проникали в Советский Союз.
Сегодня сами по себе комиксы Хёрлуфа кажутся довольно примитивными. Однако тут как посмотреть.Это замечательный пример того, как можно донести смысл без слов. В его карикатурах нет текста, максимум, есть надписи фирм, организаций, вот это все. Однако сюжеты изложены настолько доходчиво, что не нужно ничего более.
Это универсальный язык рисунка, который поймёт человек из любой страны.
Ну и стоит заметить, что Бидструпа был последовательным сторонником коммунистических идей, так что какая то часть сборника это чисто политическая сатира, в основном антифашистская.
В целом, крайне любопытный с точки зрения истории комикса сборник. И весьма поучительная вещь. Тоже рекомендуется к ознакомлению.
4. Одеяла. Крейг Томпсон
Внушающий почтение томик размером с Войну и Мир. На самом деле читается он за пару дней, а то и меньше, если вам не терпится и есть время.
Я, если что, не люблю аннотации, они часто лгут или коряво написаны. Поэтому о том, что это автобиографичная история взросления, я узнал лишь после прочтения. В процессе воспринималось иначе.
Немалая часть комикса посвящена двум вещам - первой любви и религии. Главный герой растёт в крайне набожной семье и всю свою жизнь воспринимает в контексте Библии. Со временем он начинает ставить под сомнение её постулаты. А кроме того он взрослеет, вырастает из-под семейного гнета.
Ну и первая любовь. Девушка, с которой он знакомится в зимнем лагере детского отдыха, потом общается на расстоянии и лишь на пару недель умудряется вырваться к ней в гости.
Однако ближе к концу и то и другое отступает на задний план. В конце, в самом конце, герой просто прекращает повествование, чуть ли не на полуслове. Поначалу это кажется неправильным, однако вот тут я наконец прочитал аннотацию и согласился с тем, что тема взросления была основной, вокруг неё были накручены и тема религии, и тема любви.
В целом, это графический роман, по тому определению, что поддерживают Лаврентьева и Сахнов - по размеру произведения и работе с персонажами, темами.
Так получилось, что параллельно с Одеялами я как раз дочитывал Анну Каренину, так что поневоле провожу параллели. Главный герой Одеял чем то напоминает Константина Левина, в том плане что оба персонажа находятся в поиске смысла жизни. Оба переживают период неопределённости, неуверенности в своих ориентирах.
Интересно, что основные решения у них прямо противоположные. СПОЙЛЕРЫ! В то время как Крейг решает разорвать отношения, Левин заводит семью. В конце Одеял Крейг отвергает Бога и перестаёт в него верить, а вот Левин наоборот, приходит к вере.
Думаю, понятно, что и Одеяла крайне рекомендуются к прочтению.
Все четыре комикса в я постараюсь сдать обратно в библиотеку в ближайшие дни, после чего они станут вновь доступны в абонементе.
#дгпб #комиксы_публичка #русскиекомиксы