Есть этот замечательный совет начинающим и не только писателям. Мол, надо показывать, а не рассказывать. Опиши мне картинку, а не рассказывай, что было красиво.
В последнее время эти слова набивают оскомину. Как правило, когда я читаю книгу, я как раз хочу, чтобы мне рассказали историю, а не показывали картинки. Если я захочу посмотреть картинки, я
(
Read more... )
К любому совету следует относиться с опаской.
Да, к моему тоже.
Первый пример не описание и не рассказ, а набросок очерёдности событий, идея, второпях записанная на странице блокнота. Оценивать его с точки зрения рассказываемости или показываемости не имеет смысла, ровно как сравнивать со вторым куда более удачным примером, который вышел за рамки блокнотного черновика.
Если уж на то пошло, пример №1 смахивает на прямую речь частного детектива, который оказался рядом с местом преступления в компании неких людей, и теперь пересказывает им произошедшее. Более того, это похоже на пресловутое «рассуждалово», а должно служить примером описания, если я правильно понял твой замысел.
Теперь по сабжу
«Показывать, а не рассказывать» - это про погружение читателя в сцену. Такое погружение, при котором слышишь сирены воздушной тревоги, чувствуешь во рту привкус крови, в ноздри бьёт запах гари, а тело охватывает жар. Показать сцену читателю - засунуть его в эту самую сцену. И хороший писатель умеет переносить нас из уютной постели в спальне в неуютный охваченный огнём город, на который сыплются тонны кассетных бомб.
А ещё мне кажется, что ты путаешь правила и средства сторителлинга с вариантами повествования: третье объективное лицо и третье субъективное лицо. То, что ты называешь «от комнаты» - это объективное, ему нет дела до внутренних миров персонажей и их чувств. То, которое даёт оценку происходящему и проникает в чувства персонажа - субъективное. В любом из вариантов описания могут доминировать над рассказыванием.
Reply
Первая мысль при прочтении - мне что, ради валидности аргумента ещё два рассказа теперь придётся писать? Не, я бы мог. Я очень податлив на вызовы. Но я уверен, ты и тогда найдёшь, что не так. И это замечательно, без шуток.
Проблема с любыми советами вида "показывай, не рассказывай" - в гибкости их трактования. Да, возможно, где-то в первом или втором месте, где этот совет прозвучал, смысл был именно в этом. Описать, как человека трясет, а не говорить, что ему страшно. Однако далее кто как хошь, так его и трактует. И да, я виновен в том, что и зарисовка, и этот текст - ответ на вполне конкретную форму, в которой я недавно пару раз услышал этот совет. То есть это очень частный случай. И частные же из него выводы. Для меня они важны, поскольку в этом частном и довольно мелком случае для меня свой микрокосм новых возможностей. В смысле, что я при написании раньше об этом всём не задумывался.
Не то, чтобы я прям путал правила и средства сторителлинга с вариантами повествования. Хотя я всё это знаю лишь наощупь, от практики. Вот ты сказал третье объективное и субъективное - и всё сразу стало на свои места. А я, пока текст писал, думал, как это описать по-человечески =) Ну так вот, я их не путаю, мне просто подумалось, что будь я скептически настроенным читателем, я бы до этой детали докопался. Вот и поставил предупредительную "защиту". Полностью согласен, в обоих случаях описание может доминировать.
Reply
Leave a comment