Пост содержит спойлеры, спойлеры и ещё раз спойлеры. Я в очередной раз пересмотрел сериал и буду рассуждать о концовке с примерами. Всем, кто не смотрел, вряд ли имеет смысл это читать. Так что опасайтесь заглядывать под кат:
А прежде чем мы начнём, вот вам песенка для настроения. Да, та самая, из финала:
Прежде всего - мне всегда было любопытно, как именно Чарли Ханнэму (Джексон Теллер) делают такие пронзительные жестокие холодные глаза. Он так ими смотрит, что кажется, вот-вот его взгляд начнёт протыкать людей насквозь. Безусловно, отчасти это нужным образом расставленное освещение и, возможно, некоторая постобработка. Но при всём при этом только ради этого взгляда я пересматриваю сериал раз за разом:
Здесь это скорее горе, чем гнев, но и сверкающую ярость Чарли Ханнэм отрабатывает по полной. При этом надо сказать, что я не видел его нигде более такиим искренним, как здесь. Из него получился неплохой главный герой в Тихоокеанском рубеже, достаточно интересный типа-вроде-как-король Артур, но в этих ролях он просто актёр. Здесь же погружение просто абсолютное. От первых серий, где Джексон Теллер - наивный идеалист, рыцарь с кодексом чести, и до последних, где он почти потерял всякую схожесть с прежним собой. Он без всяких угрызений совести убивает направо и налево, стремясь к достижению своих целей. Да, он и в конце мечется, не зная, как правильно поступить. По сути, весь сериал - он про поиск Джексона. Поиск пути. Кем он должен стать. Что он должен делать. Каким он должен быть. Причём, что характерно, финал получился такой, что он и обрёл свой путь, и потерял его окончательно. До этого ещё дойдём. Поговорить хочу ещё о "Шустром" Ортизе.
"Шустрый" - это нечто. Его роль всегда вызывала противоречивые чувства. Его можно было понять, но не принять его действия. И если до третьего сезона он был простой третьестепенной ролью, ещё одним байкером из клуба, то в третьем всё пошло наперекосяк. И в связи с этим дальше всё шло по спирали, ухудшаясь и ухудшаясь. И последние дни жизни Шустрого - Хуана-Карлоса Ортиса - были ярчайшими. В последних его диалогах - с Джексоном, с шерифами и с Мэнсоном - он проявляет себя просто блестяще. Актёрская игра переплетается с изменениями персонажа. Под конец Шустрый принял себя и свою природу - и слова Мэнсона, который обещает ему, что Шустрый уйдёт красиво - эхом отдаются по всей серии.
Поразительной мне всегда казалась игра Джимми Смитса (Неро Падилья). Он появляется в последних трёх сезонах сериала, и чуть ли не в каждой сцене с ним его игра потрясающа. При том, что в Декстере у него есть не менее глубокая и интересная роль, там, как и в случае с Ханнэмом, это лишь роль. Здесь же от него прям веет жизнью. Когда он узнаёт, что именно сделала Джемма, то, как он выпадает в осадок - это просто охренеть, как правдоподобно. Попадает в самое сердце. То, как он сначала не верит, потом дослушивает до конца, как до него начинает доходить, как затем срабатывает воображение и он понимает, насколько серьёзное дерьмо случилось. При том, что зритель знает, что случилось, и знает задолго до Неро и Джексона, эффект просто сногосшибательный.
Конец сериала, помимо прочего, ознаменовался куда большим символизмом. Причём сейчас выходит сериал "Майянцы", где Курт Саттер, создатель, разворачивается с этим символизмом вовсю. Здесь же это только начало, и надо сказать, что в Майянцах это уже слишком нарочито было. Здесь же, в финале, на пике всех эмоций и страстей, всё очень метко бьёт.
Ну и несколько мыслей насчёт концовки. Она вообще символична, и вороны с жертвенным хлебом, окроплённым вином-кровью - это только вишенка на торте. Фраза "Like father like son" (букв. "как отец, так и сын") здесь характерна до жути. Я каждый раз ленюсь посмотреть, но насколько я понял, Джесон разбивается даже на том же шоссе, что и его отец. Про тот факт, что делает он это на отцовском байке, я и вовсе молчу. Но чисто технически, с позиции Джексона, он этим делает нечто совсем иное, чем отец. ДжейТи ушёл из жизни в противоречиях. Горюя о сыне, переживая из-за клуба, он решил, что раз так сложилось, что люди вокруг хотят, чтобы его не стало, так и должно быть. Джексон же сам выбрал этот путь. Он взял на себя вину за последние, самые тяжкие долги Сынов Анархии - убийство Маркса и Баровски. Закрыл проблему с Индиан Хиллс и тем фактом, что он убил другого члена клуба без всяких на то причин. Разрешил ситуацию с детьми, отправив их куда подальше. И своей смертью утащил на тот свет все проблемы клуба, позволив ему жить дальше без проблем. Но так ли это?
полетаем?
Из самого сериала следует, что ничего не кончено. Его сын оставил себе память об отце, формальную материальную и моральную-интеллектуальную. Он запомнит, как отец любил не только его, но и свой клуб. Как он заботился о каждом члене этой огромной семьи. Кроме того, и это мы знаем уже из Майянцев - ничего не кончено и с оружием. Ничто в принципе не кончается, не может кончиться. Порочный круг, который так хотел разомкнуть Джексон, лишь ушёл на повтор.
И всё-таки, как же прекрасен этот сериал.
Ага, вы думали, здесь будет полезная информация. А я лишь в очередной раз замечаю, насколько прекрасен макабрический танец декаданса Сынов Анархии. Как любое действие приводит к затягиванию петли на шее. Как всё - абсолютно всё - идёт наперекосяк. И как в этом танце герои сериала умудряются существовать, веселиться и любить. Как умирают с улыбкой на устах, не жалея ни о чём.
Финал всегда очень эмоционален. И без песни "Come Join the Murder" ничего бы не вышло. Вообще стоит сказать, что сериал своей музыкой берёт за душу. И в первых сезонах, и во всех последующих. Начиная с John The Revelator, звучащей в финале первого сезона, и заканчивая уже названной выше песней.
Забавно. Каждый раз мне думается, что я сейчас как сяду, как напишу интересных слов-букав об этом замечательном сериале - и будет это шикарно-круто. Ну что ж, гештальт закрыли, и оказалось, что я просто хочу каждый раз об эмоциях поговорить. И напомнить, что сериал такой есть, и он восхитительно прекрасен.