Предупреждение 1: Умеренные спойлеры к сезону. Предупреждение 2: длинный текст с кучей отступлений от самого сериала.
Формат сериала позволяет создателям сделать повествование пластичным. Сериал - если мы не говорим о Netflix или английских мини-сериалах - выпускается «на лету». В течение недели идут и съёмки, и обработка серии. Сценарий, как правило, пишется с опережением, но редко он есть для всего сезона сразу. Обычно есть лишь общая канва. Потому что серия выходит - и создатели получают обратную связь от аудитории. Внезапно может оказаться, что «гениальный» сюжетный поворот разгадали за пять серий и посчитали скучным и вторичным. По хорошему, это означает, что его надо переписывать. К сожалению, это редко происходит.
На моей памяти «Готэм» первый сериал, который использует возможность меняться в полную силу. Только здесь качество сюжета прыгает от единицы до десятки и обратно несколько раз в течение сезона. Только здесь можно наблюдать причудливые изменения персонажей и сюжета, которые не могли быть задуманы изначально - слишком внезапно они происходят. Четвёртый сезон демонстрирует это, как никакой другой.
Он был разделён на две части большими новогодними «каникулами», но «тема» сезона была единой - «Тёмный Рыцарь». И честно говоря, о Брюсе Уэйне этот сезон поведал меньше всего. Вообще следует сказать, что несмотря на позиционирование сериала, как истории о молодом Брюсе, это никогда не была действительно «его» история. Это не «Тайны Смоллвиля». Вокруг постоянно происходят самые разные события, и потуги Брюса на геройство лишь крупица в повествовании. Более значимую роль с самого первого эпизода играли полицейские Буллок и Гордон, злодеи Пингвин и Нигма, и многие другие. Сериал рассказывает историю города через истории самых разных его жителей.
Отчасти это было обусловлено тем, что Дэвид Мерроуз, исполнитель роли Брюса, не особо хороший актёр. Во всяком случае, не настолько, чтобы держать на себе весь сериал. Отчасти дело и в самом формате сериала. Создатели хотели показать становление Брюса Бэтменом, и делать это надо максимально медленно, чтобы можно было тянуть сериал вечность. А значит, Брюс Уэйн должен быть слаб и телом и разумом, он не может быть тем рано повзрослевшим ребёнком, что взвалил на себя ответственность за весь город. Ещё и потому, что это не реалистично.
В четвёртом сезоне создатели продолжают вести Брюса тернистым путём. Шаг вперёд, два назад. Так, например, в первой половине сезона Брюс уже избивал преступников на улицах в балаклаве и кевларовом костюме от Люциуса Фокса, но затем в результате сюжета перестал этим заниматься. Чтобы во второй половине сезона снова встать на этот путь. Сюжетная линия Брюса Уэйна вышла... сомнительной, как минимум. Там есть удачные моменты, но если выписать отдельно все решения и действия Брюса, выйдет несколько шизофренический список. К счастью, как я уже и сказал, это далеко не главная сюжетная линия, но не говорить о ней невозможно - именно ради Бэтмена, по идее, всё создавалось. Однако в процессе всё пошло иным путём, благодаря той самой пластичности сериала.
Итак, первая половина сезона была посвящена войне Джима Гордона и Освальда Кобблпота (Пингвина). По итогу предыдущего сезона Освальд возглавил преступный мир Готэма и настолько узаконил преступность, что договорился с мэром и полицией о введении «лицензий на преступления». Во всём департаменте полиции лишь Гордон продолжает верить в закон и порядок, но без союзников он ничего не может сделать. В отчаянии он обращается за помощью к «меньшему злу» - Кармайну Фальконе.
История о войне за порядок в Готэме была потрясающей. Несмотря на то, что действие разворачивается в «наши дни», по атмосфере эта часть сериала была чистейшими «тридцатыми». Великая Депрессия охватила Готэм, и всё плохо. В этой половине почти что не было суперспособностей. Зсасз ходил и развлекал публику Готэма показными ограблениями и перестрелками, Джим Гордон и дочь Фальконе строили интриги с целью свергнуть Пингвина с трона. Да, там где-то параллельно ещё Брюс охотился за Ра'с аль Гулом, а Нигма на пару с Соломоном Гранди завоёвывали трущобы, но это всё вызывало куда меньше интереса, нежели война гангстеров. Всё это было вторично. И хотя избавиться от изрядной доли фарса сериалу не удалось, история вышла правдоподобной и захватывающей.
Вторая половина сезона вернула в игру Джокера и всю супергероику (на самом деле «суперзлодеику», но такого термина просто нет). Чувствуется, что пока выходила первая часть, фанаты комиксов капали на мозги создателям, так что пора было вернуть безумный балаган фриков в город. Что создатели и сделали, устроив отличное шоу. Пугало, Безумный Шляпник и Джокер превратили улицы Готэма в филиал лечебницы Аркхэм, и всё это приходится разгребать Джиму Гордону при незначительной поддержке Брюса и Альфреда. Всё это закончилось максимально эпично. Для знатоков намекну, что по итогу Готэм находится в таком же состоянии, как во время сюжетной арки комиксов No Man's Land. Собственно, финальная серия так и называется, не скрывая источника вдохновения.
Важно понимать, что Готэм - крайне специфический сериал. С экранизациями комиксов всегда так. Сложно адаптировать настолько оторванный от реальности материал. Начиная уже со второго сезона, создатели поняли, что нельзя обойтись лишь намёками на классических персонажей. Что Пингвин должен стать похож на пингвина. Что Нигма должен поехать крышей, а в городе должно начаться не совсем адекватное безумие. Нельзя было остаться в рамках правдоподобности, и отказавшись от них, авторы ушли в некоторый арт-хаус. Логика сменилась стилистикой. Плевать, что настоящий человек не может пережить заморозку или смерть. Неважно, что промахнуться в человека с расстояния в три метра очень сложно. Главное, что это красиво выглядит, задорно реализовано и похоже на то, что творилось в комиксах.
Готэм требует определённого «подавления неверия», того самого suspension of disbelief. В частности, я давно перестал считать, сколько персонажей пережили свою смерть. И вот для нормальных людей это в какой-то момент станет камнем преткновения. Ну нельзя вот так забивать на правдоподобность. В то же время это добавляет сериалу некоторой неожиданности. Что ещё у создателей припрятано в рукаве, не ясно. Да и с тем же воскресанием всё далеко не так однозначно - оживляют не всех, и не факт, что в том же качестве, в каком персонаж был до «смерти».
Другим любопытным аспектом сериала является его альтернативность. По первым сериалам казалось, что нас вот-вот ожидает пришествие каноничного Готэма по всем параметрам. Что Джим Гордон помирится с Барбарой и отрастит усы, что Селина Кайл начнёт специализироваться на краже ювелирных изделий, что Брюс Уэйн вот-вот начнёт добро причинять и справедливость наносить. Однако чем дальше заходил сериал, тем больше создатели отходили от канона в область экспериментов. Поначалу это выглядело кощунством и где-то к концу второго сезона казалось, что ничего хорошего из этого не выйдет. Однако третий и четвёртый сезоны показали мощь фантазии сценаристов.
Сериал создал свою вселенную, и на данный момент я был бы не прочь увидеть комиксы, как её закономерное развитие. Здесь есть потенциал для отдельных, интересных историй. Заделов полно, у каждого персонажа сериала своя жизнь, в которую можно поверить. А через это и представить ряд историй. О том, как Селина Кайл выживает на улице, подкармливает кошек и сталкивается с непростыми дилеммами, ведь в душе она добрый человек. О том, как Альфред, попивая чай, следит за новостями Готэма и комментирует их в британской манере. О прошлом Харви Буллока и будущем этого Брюса Уэйна. И ещё о многом, многом другом. Сеттинг располагает к этому. И возможно, нас это и ждёт, ведь по итогам четвёртого сезона было объявлено о продлении сериала на последний, пятый. Который завершит историю в течение 12 эпизодов. После чего всё возможно. Такому развитию событий мешает лишь тот факт, что студия Fox, которая ответственна за сериал Готэм, была куплена конгламератом Disney. В который также входит студия Marvel. Есть вероятность, что с права на события, персонажей и вселенную являются интеллектуальной собственностью Fox, а через них - Marvel. Что и ставит крест на производстве комиксов по Готэму.
Что, в конце концов, даёт сериал "Готэм"? Он даёт возможность наблюдать действия во вселенной, крайне похожей на каноничный Готэм Бэтмена, но без крылатого грызуна. Его роль выполняет Джим Гордон, эдакий Белый Рыцарь, действующий от лица закона. Кучи суперзлодеев делят Готэм, как торт на день рождения, и каждый торопится съесть свой кусок. Всё это происходит максимально реалистично, актёры выжимают всё, что могут, из этой истории. Я вижу Камерона Монахэна, исполнителя Джокера, как приемника Марка Хэммилла в анимационной вселенной. Кори Смит блестяще отыгрывает Загадочника, не только как комичного персонажа, одержимого загадками, но и шоумена и даже драматического персонажа. Да все актёры, на самом деле, хороши, за небольшим исключением. И следить за действием интересно, несмотря на то, что реализм давно покинул съёмочную площадку. Это безумный балаган фриков, совмещённый с триллером и боевиком, и за это он мне нравится. Четвёртый сезон демонстрировал это, как никакой другой.
Итог: 3 из 6. Безусловно, это удовольствие на любителя. Чтобы наблюдать за этой феерией безумия, преступности и суперспособностей, надо обладать определённой к тому расположенностью. Поэтому рекомендовать сериал для просмотра всем не могу. Однако для тех, кто смотрел третий сезон и всё ещё сомневается, смотреть ли четвёртый - бегом! Это всё то же самое, только выше, сильнее и красочнее. И с неожиданными поворотами вроде тайн семьи Валеска или коварства семьи Фальконе. Во всём Готэме четвёртый сезон, пожалуй, лучший. Возможно, что пятый его переплюнет, но это нам лишь предстоит узнать.
Система оценок: 6 - идеал; 5 - отличная история с незначительным изъянами; 4 - хорошая история, но пересматривать её вряд ли будет желание; 3 - удовольствие на любителя; 2 - хорошие идеи похоронены под ошибками; 1 - даже хороших идей не было.
#gotham #готэм #сериалы #dc #fox #бэтмен #брюсуэйн #джимгордон