Предупреждение. Это не столько рецензия, сколько разбор комикса на винтики, поэтому будут спойлеры. Тем, кто желает их избежать, краткое изложение: Batman: White Knight - крайне любопытный комикс, пересматривающий многие старые концепции и создающий на их основе новую историю. Комикс крайне увлекательный и динамичный и предлагает взглянуть на противостояние Бэтмена и Джокера под новым углом. Шон Мёрфи, сценарист и художник (и жнец, и на дуде игрец), воссоздал с нуля персонажей Харли Квинн и Джокера. Несмотря на имеющиеся изъяны это, возможно, лучший комикс про Бэтмена за последние пару лет.
Как человека судят по одёжке, так и комикс оценивают в прежде всего по обложке. Название предвещало историю про Харви Дента - все, думаю, помнят, что его так называли в фильме «Тёмный Рыцарь». Других персонажей с таким прозвищем нет во вселенной DC. Однако на обложке мы видим парочку, слишком похожую на Джокера и Харли Квинн, чтобы поверить в версию про Двуликого в роли Белого Рыцаря. Видимо, игра слов в том, что лицо у Джокера белое.
История стартует с очередной погони Бэтмена за Джокером, которая завершается дракой на складе лекарств. В процессе Джокер в очередной раз толкает речь о том, что они с Бэтменом - две стороны одной монеты. Правда, в этот раз он заявляет, что всё это время мог легко его убить, но поддавался. И раз Бэтмен этого не понимает, он ему докажет это делом. Лекарства, разбросанные вокруг - от его безумия. Бэтмен, доведённый к этому моменту до состояния ярости, запихивает таблетки в Джокера горстями. И Джокер излечивается. Ни смеха, ни шуток, ни бледного лица и зелёных волос. Вот только его новый план повергает всех в шок. Он обвиняет полицию Готэма в коррупции, а Бэтмена - в бесчисленных разрушениях. Выиграв собственное дело и выйдя на свободу, он настраивает весь город против Бэтмена. Очередной коварный план или Джек Напьер - так его теперь зовут - действительно хочет лучшей участи для Готэма? Бэтмен считает, что нет, но ничего не может с этим поделать - на него начинают косо смотреть...
Первое, что подмечаешь при чтении комикса - дикий сумбур легенды Бэтмена. Комикс вышел не в рамках канона, а как самостоятельное произведение, не связанное с основной вселенной DC. Автор, Шон Мёрфи, решил произвольным образом смешать разные каноны Бэтмена. Здесь настоящее имя Джокера - Джек Напьер, что отсылает к Джокеру из фильма 1992 года. Судя по речи Джокера в начале комикса Бэтмен появился уже после Джокера, а не до, как это было по канону. Харли Квинн одевается, как в Arkham Asylum, что получило объяснение, но об этом ниже. Здесь есть Дик Грейсон и
Джейсон Тодд, но не было Тима Дрейка и Дэмиена Уэйна. Бэтгёрл не получила пулю в живот и является единственной помощницей Бэтмена после того, как Грейсон стал Найтвингом, а Джейсон умер. Я бы мог долго продолжать сравнение, но главное то, что весь комикс вопит о том, что Мёрфи - фанат Бэтмена и лепит свою идеальную версию Тёмного Рыцаря и его окружения. Само по себе это нормально, но становится проблемой в виду того, что автор не рассказывает всей истории. Она преподносится в виде отсылок для знающих. Сомневаюсь, что сторонний от комиксов про Бэтмена человек воспримет весь этот винегрет, как нечто цельное и понятное.
Если же прорваться через сумбурное введение, то комикс раскрывается самым неожиданным образом. Он берёт разные наработки прошлых лет и меняет их, что создаёт новую и интересную историю. Джокера отпускают на свободу и он действительно (sic!) вылечился. Нам показывают, что в глубине Джокера есть хороший, разумный человек. Со своими тараканами, но всё же. История с другим дизайном костюма Харли Квинн получила объяснение - оказывается, их было две. Оригинальная Харлин Квинзель ушла от Джокера, когда тот убил Джейсона Тодда, а её место заняла другая девушка. И обе играют чуть ли не первые скрипки в Белом Рыцаре. Крайне занятная идея, и раскрыта замечательно.
Разумеется, за восхищением приходит одно или два неприятных «но». Комикс оказывается кладбищем хороших идей. Их здесь полно, и значительная часть не получает вообще никакого развития. Для начала, нет никакого Белого Рыцаря. Никто из персонажей даже отдалённо не приближается к статусу "легальной" замены Бэтмена. Некоторые идеи бросаются на полпути. Например, комикс начинается с идеи о том, что Джокер всё это время играл в поддавки с Бэтменом. Причём дальше дальше это ретроспективно подтверждают. Это вызывает тонну вопросов, и что с ними делает комикс? Забывает о них. Джокер вообще не является действующим лицом этой истории. Вместо него на сцену выходит Джек Напьер, совершенно новый персонаж, пусть он и выступает в роли «разумного Джокера». Джейсон Тодд в этой версии просто исчез, то ли умер, то ли нет. Куда он делся, неизвестно, и это смущает. Под конец нам рассказывают, что именно случилось, но откровений от разгадки не ждите.
Некоторые сюжетные ходы выглядят нелепо. Показательным примером является то, что Джокера оправдали в суде, мотивируя это тем, что на него за много лет не нашлось прямых улик! Это настолько большое допущение, что от него весь комикс трещит по швам. Даже если опустить тот факт, что «был бы человек, а статья найдётся». В Америке всё же суд присяжных выносит решение, и вы хотите сказать, что они все согласились на том, что недостаток улик делает Джокера невиновным? Да бросьте вы! Кроме улик, имеются, знаете ли, показания свидетелей, коих за годы должно быть сотни. Добавьте к этому, что Готэм высокотехнологичный город, завешанный камерами. И ни одна не зафиксировала какое-либо из преступлений Джокера? Поверить в то, что Джокер взял и выиграл судебное дело и был отпущен, я лично не могу. НО! Это также проблема недостаточной экспозиции. Комикс с самого начала делает вид, что у нас тут обособленная вселенная, и всё здесь было как-то иначе. К сожалению, мы ничего об этом не знаем. Что именно творил все эти годы Джокер? Неужто предположительное убийство Джейсона Тодда - самое страшное, что он делал? За что тогда его вязали все эти годы? В основной вселенной у суда не возникло бы никаких вопросов относительно виновности Джокера, но здесь... Как я уже сказал, это допущение, которое не даёт поверить в комикс.
Разные субстанции набрасываются на вентилятор странным образом. Оказывается, Томас Уэйн помог семье Фриза, нациста-учёного, натурализоваться. Бэтмен, как персонаж, в комиксе представлен скупо и выглядит идиотом-быком большую часть времени. Напьер его несколько раз провоцирует - и Бэтмен ведётся, как последний дурак. И так весь комикс, лишь в конце Тёмный Рыцарь ведёт себя в соответствии с прозвищем «Величайший Детектив». Выглядит это, как нелепое ограничение способностей Бэтмена во имя сюжета.
Конечно, всё это детали. Что насчёт основных идей комикса? Насколько я это вижу, их три. Первая - о том, что Бэтмену, его деятельности, сопутствует многомилионный ущерб городу и людям. Эта идея дополняется другой - что под маской скрывается обычный человек, и он совершает ошибки. Вывод из этих идей любопытен, ради него уже стоит почитать этот комикс. Вторая идея в том, что в глубине Джокера находится разумный и добрый человек. И вот с этой идеей есть проблема. Дело в том, что большую часть истории, 4 выпуска из 6, выглядит это так, словно идея на самом деле иная. Что даже если «вылечить» Джокера, он всё равно останется тем же человеком. Потому что вся деятельность Джека Напьера имеет тот же оттенок безумия. Тот факт, что он действует якобы на всеобщее благо, ничуть не противоречит этому, ведь в самом начале Джокер заявляет, что все его действия были не ради смерти Бэтмена, а ради жизни Готэма. Однако в конце Шон Мёрфи всё же решил продавить идею про разумного человека на дне Джокера. Выглядит странно, тем более, что в результате сюжетных поворотов в финале истории идея разваливается на части.
Третья идея комикса - в том, что Харли Квинн тоже человек. Внезапно, да? Не надо кидать в меня помидоры, взглянем фактам в лицо. Большую часть времени Харли Квинн в комиксах выступает, как глупенькая девушка с пониженной социальной ответственностью. Непостижимым образом она получила образование психолога, но затем сошла с ума и стала подстилкой Джокера. Что менялось, да, её пытались "вывести в люди". Несмотря на это, её основа оставалась неизменной с 90-х, т.е. с момента создания. White Knight меняет эту ситуацию. Внезапно Харлин Квинзель не дурочка, а вполне разумная барышня. Внезапно, и её замена с суицидными наклонностями тоже не глупа. Безумна, но отнюдь не глупа. И я бы хотел рассказать подробнее, но здесь любая попытка намекнуть будет спойлером размером с Эверест. Да, в этот раз я и так много рассказал о сюжете, но уверяю вас, всё это лишь стартовые точки, начальная экспозиция. Могу лишь сказать, что раскрытие этой идеи в совокупности с двумя другими делает комикс стоящим прочтения.
Итог: 4 из 6. Одноразовое удовольствие. Сценарные ошибки не дают шанс этому комиксу на повторное прочтение. Кроме того, несмотря на все революционные изменения, комикс не выходит за рамки «ещё одной истории о Бэтмене». Как «Джокер» Азарелло, как «Тихо» Лоэба. Очень здорово, отличная история, но не та, которую будут вспоминать десятилетия спустя, как Лечебницу Аркхэм или Убийственную шутку. Здесь нет глубины, которая бы располагала к перечитыванию истории в поисках мелочей, пропущенных в первый или второй раз. Что не отменяет положительных качеств этого комикса. Идеи, заложенные автором, не поднимались ранее в историях о Бэтмене и его городе. Уж точно не так, не в таком ключе.
P.S.&B.T.W.: Как и последние три поста, этот изначально вышел на
Яндекс.Дзен. Докладываю, что пока ситуация выходит странной. Комментарией там в принципе нет, есть лишь лайк/дизлайк. С другой стороны, есть странная система продвижения, по которой один пост среди трёх других набрал сразу 300+ прочтений, а другие - около 60. Будем разбираться.
Система оценок: 6 - шедевр; 5 - отличный комикс с изъянами; 4 - одноразовое удовольствие; 3 - история на любителя; 2 - всё хорошее похоронено под ошибками; 1 - это, мать его, достижение.
#batman #бэтмен #ватман #комиксы #шонмёрфи #batmanwhiteknight #бэтменбелыйрыцарь #dc #рецензиянакомикс #анализкомикса