Д. Майровитц и Р. Крамб - "Франц Кафка" (Introducing Kafka, 1993)

Mar 23, 2018 16:20


На днях мы с Совой* совершили набег на магазины комиксов. В этот раз я с собой унёс биографии. Издательство «Бренник Артс» выпустило комикс, основанный на письмах Ван Гога его брату Тео, а издательство «Эксмо» выпустило «биоГрафический роман «Кафка» (в оригинале книга называлась Introducing Kafka). Про Ван Гога в следующий раз, а вот про Кафку сейчас.



Прежде всего я не знаю, что нашло на Эксмо - они зачем-то убрали имена авторов с обложки. Более того, их имена даже внутри книги есть лишь на английском языке мелким почерком. И если про автора текста действительно сказать почти нечего - некий Дэвид Зейн Майровитц (David Zane Mairowitz) отметился лишь парой пьес, парой книг и двумя «биоГрафическими романами» - этой и про Камю. Правда, я не смог найти ни одной страницы из книги Introducing Camus, так что может быть, это всё же просто книга.
А вот художник здесь - Роберт Крамб. Роберт-мать его-Крамб! Что, вы не знаете, кто это? Ладно, у нас этого художника знают немногие, согласен. Наиболее известен Крамб, вероятно, благодаря нарисованной им комикс-версией Книги Бытия - первой части Ветхого Завета. Но на самом деле это художник с уникальным стилем рисунка и с огромной историей выпуска комиксов. Достаточно упомянуть, что он включён в Зал Славы Комиксов Уилла Айснера, наряду со Стивом Дитко, Стэном Ли, Джеком Кирби и лишь немногочисленными другими комиксистами. Короче, Крамб - легенда. Передать, насколько Эксмо облажались, убрав его имя с обложки, у меня не хватит слов. А потом они удивляются, что комиксы плохо продаются.



Итак, что же из себя представляет этот «биоГрафический роман»? Прежде всего, расшифрую, почему буква Г - прописная. Потому что это попытка совместить комикс и обычный текст в единое произведение. В том смысле, что это вроде как книга, где немало текста. Но ещё на каждой странице вас ждёт иллюстрация, и нередко в виде комикса. С пузырями текста и делением на окошки. Поначалу это кажется сомнительной идеей, но спустя пару страниц привыкаешь, и дальше читается легко. Что, впрочем, следует отнести к заслугам авторов, а не самой идеи. Потому что попытка смешать два разных языка в надежде получить некий синтез положительных качеств - идея крайне сомнительная. Сделать это хорошо в два раза сложнее, чем сделать просто хорошую книгу или комикс.
Что же касаемо содержания этой книги, то здесь кратко изложена биография Франца Кафки, который, думаю, в представлении не нуждается. Кроме биографии, роман проходится по нескольким его произведениям, пересказывая основные вехи. Однако суть этих пересказов не в том, чтобы испортить удовольствие человеку, который лишь собирается читать Кафку. Нет, суть в том, чтобы проиллюстрировать, как жизнь Кафки отражалась в его произведениях. Как его сознание трансформировало окружающую реальность в нечто совершенно особенное.



Под конец книги, завершая историю жизни Кафки, авторы рассказывают о его наследии. Как относились и относятся сегодня к его личности в родной Праге. О том, как его рассказы и романы подвергались сотням и тысячам трактовок и интерпретаций, в результате чего книг о Кафке вышло во много раз больше, чем книг выпустил сам Кафка.

Скажу откровенно - мои знания о Кафке невелики. Хотя я думаю, мало кто сегодня может блеснуть своими познаниями о его жизни и творчестве. Многие знают или хотя бы слышали про Превращение. Некоторые вспомнят Замок и Процесс. Кто-то вспомнит про посмертную просьбу сжечь все его труды, невыполненную другом и душеприказчиком Кафки. Но на этом, пожалуй, и всё. Здесь же, в этой книге, даётся возможность узнать о Кафке куда больше и последовательнее. И что самое главное - в интересной манере.

Определённо, Майровитц знает, чем заинтересовать читателя, и скучные факты из жизни писателя перемежаются крайне занятными историями. Что далеко ходить, книга начинается с рассказа о том, что Кафка на досуге, забавы ради, придумывал разные варианты собственной смерти. То его голову нарезали тесаком на дольки, то удавка протаскивала его через перекрытия дома, разрывая тем самым на куски. Крайне интригующее начало. О человеке с такими фантазиями хочется узнать больше. Безусловно, это немного больной интерес, сродни интересу к публичной казни. Вот, сейчас на наших глазах писателя, творившего особенные мрачные чудеса пером, расчленят и выпотрошат, показав всё содержимое внутренностей. Фигурально выражаясь, разумеется.



Немного всё же обидно из-за пересказов произведений Кафки внутри этой «биоГрафии», ведь я уже не смогу ознакомиться с Замком или Процессом, как с чем-то абсолютно новым и неизвестным. Я точно знаю, что случится в этих историях. С другой стороны, я читал лишь Превращение, и мне не понравилось. Поэтому до ознакомления с этой книгой я вообще не собирался читать эти произведения. А теперь мне интересно. Потому что то, как Майровитц препарирует произведения Кафки, сравнивая их с жизнью писателя и находя связи, пробуждает немалое любопытство вкупе с пониманием. Это словно посвящение в таинство, мол, так вот оно как объясняется!



В конце концов, «Франц Кафка» - отличная история жизни одного необычного человека. Родившись в непростых условиях и росший в трудной семье, этот человек стал писателем, потому что лишь так он мог справляться с окружающими его проблемами. И что характерно, у него это получалось. Ну, в некотором роде.
Говорить про рисунки Крамба излишне. Они прекрасны. Крамб идеальный художник для подобных работ, ведь он специализируется на странном. В его работах почти всегда есть нотка сюрреализма, карикатуры и абсурда, и в биографии Кафки, чьё воображение заурядным назовёт лишь незнакомый с его работами человек, рисунок Крамба как никогда кстати. Конечно, он своеобразен и наверняка понравится не всем. Грубые линии, нарочито широкая штриховка, намеренно нарушаемые пропорции... Но я не представляю себе кого либо другого на роли художника этой книги. Ни один другой не смог бы передать всё в такой неподражаемой манере. Ни один другой не был бы столь искренен в этих рисунках.



Под конец важно ответить на вопрос - чем вас может быть заинтересовать эта книга? Если погружение в жизнь известного писателя, объяснение его произведений максимально близко к источнику или исторические события вокруг него вас не заинтересуют, то да, это может быть проблемой.
Назову ещё одну причину. Писатель - зеркало человечества, и в его произведениях люди видят себя. Часто - в неприглядном свете. Однако являясь отражателем, писатель сам является проводником всех этих качеств и читая о жизни Кафки, лично я видел гипертрофированную версию себя при иных обстоятельствах. Таким образом эта книга имеет терапевтическую ценность, позволяя лучше познакомиться с самим собой. За это книгу стоит ценить. Ну, если рисунок не в вашем вкусе, личность Кафки вам не интересна и расширение кругозора это тоже не про вас. Потому что это не только всё перечисленное, но ещё и отличная история. Очень немногим биографическим трудам удаётся сделать из жизнеописания историю.

Итог: 5 из 6. Пересказы произведений - пожалуй, единственная объективно сомнительная черта этой книги. Во всём остальном это прекрасное произведение, и я настоятельно рекомендую ознакомиться с этой книгой-комиксом. Такие работы выходят крайне редко.
P.S.: Следить за мими рецензиями на комиксы теперь можно в Telegram. А поддержать написание рецензий можно на Patreon.

* Если вы слушаете/смотрите подкасты, вы знаете, кто такой Сова. Если нет, то слишком долго объяснять сейчас, кто этот человек и почему у него такое прозвище.

#роберткрамб #крамб #crumb #robertcrumb #кафка #францкафка #kafka #introducingkafka #комиксы #комикс #биография #графическийроман #эксмо

#kafka, #introducingkafka, #биография, #crumb, #комиксы, #роберткрамб, обзор комикса, #францкафка, рецензии на комиксы, #robertcrumb, мнение, #эксмо, комиксы, уик-енд с комиксом, #комикс, анализ, #крамб, #кафка, #графическийроман, литература

Previous post Next post
Up