Есть вопрос, который меня раздражает. Потому что я не знаю ответа. Впервые мне его задали где-то в середине написания
книги, два с лишним года назад. Для кого эта книга? На какую целевую аудиторию рассчитана эта история? У меня не было ответа тогда, у меня нет его сейчас. Возможно, в этом и состоит проблема низких продаж - или по крайней мере, её часть.
Потому что вот как, в принципе, можно рассчитать такое? Да, можно указать свой возраст на момент начала написания книги (18 лет, например), взять от него разброс в 3-5 лет, и вуаля. Это ваша целевая аудитория. Вот только... Это не работа над ней, это самообман. Это не ЦА, это попытка оправдать своё нежелание думать о ней.
Мне всегда казалось, что ЦА - это вопрос интересов и того, что читали люди до того. Скажем, у меня весь читательский опыт начался с Перумова и по некоторым намёкам я недавно осознал, что
"Если бы я был чародеем" - это по сути своей подражание ему. Игра в бога и принцип Меньшего Зла. У меня своё мнение на эту тему, но она так меня занимает, что я готов и вполне возможно напишу о ней ещё книги три. Так что получается, что моя ЦА - это такие же, как я, поклонники творчества Перумова? Давайте разберёмся.
В книгах предлагают по разному искать целевую аудиторию. Кто-то предлагает набросать в уме "портрет" своего читателя. Того, кому адресованы шутки и отсылки, кто поймёт, к чему идёт история и почему. Иные предлагают где-то на полпути к завершению книги остановиться и задуматься о том, кого это может заинтересовать. Вот только что с этим делать дальше, в этих книгах не пишут. Отчасти потому, что это рекламой занимаются не писатели, а маркетологи. Должна этим заниматься. А отчасти потому, что люди вроде Никитина или Кинга до конца сами не разобрались в причине своего успеха - или не хотят про него рассказать. Впрочем, есть пара моментов, которые я понимаю сейчас. Понимаю, ибо это было на первом же
занятии по Сторителлингу. История всегда про слушателя (читателя/зрителя/игрока). Абсолютно всегда про него. Вот буквально вчера прошло второе занятие, и мы на нём обсуждали, помимо прочего, Игру Престолов. Почему она популярна? Почему людям нравиться наблюдать за тем, как ублюдки и мерзавцы приходят к успеху? Причин несколько, но чуть ли не основная заключается в том, что многим людям хочется быть мудаками и прийти к успеху. А нельзя, ибо мораль, навязанная обществом, плюс последствия. В принципе, в жизни к успеху нельзя прийти к успеху, будучи мудаком*. А вот тут - особенно в книгах - можно. Реализация потаённых желаний, спрятанных под запретами и самообманом. Важно в этой истории, впрочем, не то, что мудаков вокруг нас полно, по крайней мере, латентных. Важно, что Игра Престолов - про читателя/зрителя.
Осознавая всё это, я просто понял, что "Если бы я был чародеем" - плод графомании. Очень упёртой графомании. Приукрашенной, да. С попытками приблизить героев к читателю, но и сознательным отказом от этого. Возможно, кстати, что поэтому и писал так долго - из-за внутреннего конфликта. Надо для людёв/про людей/ об людей, а хочется про себя. Букву "я" в названии книги следовало бы сделать большой, намекнув на суть.
Вопрос, который в первую очередь задаю себе - а как же совместить одно с другим? А... никак. Точнее, очень просто, но и очень сложно. Потому что и невозможно отказаться от себя - всегда будешь писать про этого гада в зеркале. Но в то же время очень просто, ведь задумываясь о написании рассказа или книги, хорошо бы подумать о том, что ты хочешь рассказать. И да, это малость очевидный совет, который, тем не менее, сложно реализовать. Потому что мы не привыкли сознательно выделять в истории идею. Это что-то, что аккуратно обходит нашу сознательную часть, меняя читателя исподволь. Да, если вы не знали, это так работает.
Продолжение совета про идею истории достаточно логично. Персонажам хорошо бы нести в себе части этой идеи. Кто-то будет её в полной мере отражать, кто-то частично. А кто-то будет демонстрировать отрицание этой идеи, вероятней всего, антагонист. Если, конечно, у вас книга с внешним конфликтом.
Куда-то я далеко забрёл от целевой аудитории. Но это всё важно. И да, значительную часть этого я почерпнул именно из
курса по Сторителлингу. Куда же мы без оправданной рекламы. Замечу, что делаю это не потому, что платят или ещё какие-то плюшки получаю. Нет, просто чем больше людей участвуют, тем лучше групповая динамика, тем лучше осваивается курс, тем больше примеров, историй и вот этого всего. Короче, если будет больше людей, здорово будет.
* Разумеется, если не брать в рассчёт незаконные способы зарабатывания денег. Но мы говорим об офисных клерках, менеджерах среднего звена, бухгалтерах, системных администраторов и прочем условном среднем классе. Условном, потому что многие спорят о том, что сегодня нет среднего класса. Так вот, этот условный средний класс не имеет возможностей, да и желания, пойти в нелегал. А в законных способах увы, мудачество не приветствуется. Стив Джобс не считается.
#целеваяаудитория #писательство #ца #сторителлинг #история #книги #графомания