Манга "Берсерк" многими считается одной из лучших вообще. Возможно, она не такая длинная, как некоторые (хотя и выходит с 1989 года по сей день). Возможно, какие-то серии считаются более толковыми. Возможно, что я преувеличиваю, говоря о "многих". Однако забегая вперёд, скажу, что у меня эта манга теперь, вероятно в топе вообще среди комиксов. Вопрос в том, почему это так? Что делает эту манга такой хорошей в моих глазах? Сформулировать это - задача воистину не простая. Это что-то настолько большое, что не знаешь, с чего и начать. Хотя логично, что начать стоит с сюжета.
Очень многое о Берсерке относится спойлерам. Хотя на первый взгляд, всё очень просто. Есть главный герой Гатс, прозванный Чёрным мечником. Это здоровенный детина под два метра, таскающий на плече меч с него ростом. У него нет одного глаза и от левой руки осталась культя чуть ниже локтя. Он ходит по миру и сражается с нечистью, потому что на шее у него клеймо, притягивающее их к нему. И это всё. На первый взгляд. Потому что как и с тем айсбергом, это лишь верхушка. А внизу скрыто столько всего... Но рассказывать об этом - значит, испортить удовольствие читателю. Хотя что-то всё же можно рассказать. Первые три тома манга - они именно про озвученное выше. Гатс ходит и убивает демонов, монстров и людей. Интересно это действие лишь потому, что а) он простой человек и выживает вопреки обстоятельствам лишь благодаря нечеловеческой силе воли; б) он не положительный персонаж. По большей части ему плевать на всех. Однако с конца третьего тома начинается огромная сюжетная линия "Золотой век" - вплоть по 14-й том. В ходе этого сюжета нам рассказывают, как Гатс потерял руку и глаз, как получил клеймо и откуда у него умение вертеть таким огромным мечом, будто это шпага. И там столько всего происходит! Это не просто предыстория персонажа, это подсюжет, в который читатель (то бишь я) уходит с головой.
В этом Золотом веке я и утоп, когда впервые сел читать Берсерка. Да, это многое объясняло. Но там много чего было скучно. Динамика действие резко просела и акценты сместились. Сам Гатс здесь ещё совсем простой и немного наивный парень, но его окружает куча второстепенных персонажей, а мир получает гораздо большее объяснение. Если в первых томах это был некий абстрактный мир средневекового фентези, то теперь это очень конкретный Мидланд, чем-то похожий на средневековую Европу, но в то же время резко от неё отличающийся. И нам расскажут и покажут, кто этим королевством правит, с кем оно соперничает, какова политика... Всё будет объяснено. В том числе и кто такой Гриффит, и откуда такая ярость в Гатсе по отношению к нему.
Важный момент здесь, который показывается, насколько хорошая история. В самом начале серии читателю даётся в полной мере понимание того, насколько плохим станет Гриффит. Мы очень примерно, но значем, во что он превратится. Однако я настолько погрузился в повествование, настолько увлёкся тем, что происходит - что когда Золотой век подошёл к концу и нам таки показали все деяния Гриффита, я был в шоке. Хотя я знал с самого начала - и автор постоянно намекал на это. И всё равно. С моей точки зрения это высшее мастерство - рассказать о том, что случится на следующей странице, и всё равно удивить и шокировать этим событием. И на моей памяти это единственный случай, когда это работает настолько сильно.
А затем мы возвращаемся в угрюмое настоящее. Где Гатс - крайне функциональный инвалид, убивающий любую нечисть на своём пути. И вернувшись, мы куда лучше понимаем, что происходит и почему. Внезапно, есть цель, есть квест, задача. Внезапно, мир погружается во мрак. Сюжетная арка (очень условная, она делится на подсюжеты) с 15 по 34-й том называется Веком Тьмы. Во многом, это лучшая часть Берсерка. Когда мы точно знаем, кто такой Гатс и почему он такой, и основная линия сюжета пряма, как меч. Стиль мрачен и полон безысходности, однако наш - уже теперь точно наш - герой не собирается сдаваться.
Ночь не может длиться бесконечно и рассвет таки настал. Только какой-то он сомнительный. С 35-го тома начинается Век Фантазии, который тянется и по сей день. Несмотря на то, что история наконец-то двинулась дальше и квест Берсерка обрёл конечный пункт, изменившись разительно, мне эта арка нравится меньше всего. Потому что у Берсерка теперь целая команда спутников и им уделяется много времени, и там две дамочки, влюблённые в него, и три парня, восхищающиеся им... Несмотря на сохранившуюся жестокость и кровищу, и почти случайно мелькающую эротику, это уже не тот Берсерк, с которого всё начиналось. И хотя развитие неизбежно, сомнений в этом новом образе я тоже избежать не могу. Что, впрочем, не значит, что я не жду новых томов. Очень даже наоборот, жду с нетерпением.
Чем вообще берёт читателя Берсерк? Ну для начала, сюжет действительно хорош. Где-то с седьмого тома начинается яростное веселье, от которого невозможно оторваться. Тягучий сплав боевика, ужасов в духе Лавкрафта и Баркера и драмы почти Шекспировского размаха. Как перед таким устоять? Что важно, идёт большой напор на эмоцию, как на движущую силу. И на удивление, это не вызывает отторжения или противоречий с внутренним критиком. Ярость и сила воли Гатса настолько сильны и настолько хорошо отображены как через рисунок, так и через текст, что поневоле веришь в те чудеса, которые он вытворяет. [Кстати, да, это ещё одна вещь, которая меня бесит в Веке Фантазии. Спойлеры!] Кстати, да, это ещё одна вещь, которая меня бесит в Веке Фантазии. Спойлеры! Гатсу выдали магический доспех, в результате чего его бои это не борьба за выживание, а борьба за рассудок. И хотя это более логично, и теперь воистину соответствует названию манга, но не вызывает того трепета, что раньше. К тому же в эту борьбу вовлечены другие персонажи, что вообще подрывает всю исходную схему - "один человек против невообразимого зла". Которая и работала за счёт гиперболизации образа вечной борьбы. И опять же, я всё понимаю, но ничего не могу с собой поделать.
Чем ещё завлекает Берсерк? Превосходным рисунком. При том, что к нему были претензии в прошлом, да и в свежих выпусках порой случаются проблемы. Но всё равно рисунок Кентаро Миуры вызывает восхищение. Особенно в понимании, что этот человек рисует с качеством, скорее свойственным гравюре XIX века, но рисует со скоростью швейной машины. Есть подозрение, что описывая ярость и силу воли Гатса в битве, Кентаро на самом деле описывал свою ярость и силу воли в рисунке. Потому что я вот выше говорил про тома, но не сказал, что каждый том состоит из 7-9 глав по ~20 страниц. И всё это выходило ежемесячно в течение десятилетий! Да, потом начались перебои, а сейчас, насколько я понял, Кентаро работает в режиме сериала - полгода выпускает манга, полгода отдыхает. Но всё равно - ежемесячно! Если считать в "выпусках", или номерах, как это делают в Америке, то Берсерк насчитывает более 350 выпусков! И всё это рисует и сочиняет один человек!
Собственно, о рисунке при этом не сказал. На очень масштабных планах, где показывается большая битва - вот в этих моментах рисунок порой плох. Потому что "смешались в кучу кони-люди", и как-то совсем в куче, и не совсем понятно, зачем. Но при этом в других местах не только статичные, но и динамичные кадры настолько хороши, что нет подходящей аналогии. Я просто сидел и с раскрытым ртом разглядывал это. Ладно, хватит о рисунке, я буду разбавлять текста образцами, вы должны увидеть достаточно, чтобы самим судить.
Я мало здесь говорил о второстепенных персонажах, антагонистах и вот этом всём. Но не потому, что их нет или они плохо прописаны. Как раз наоборот, даже самый мелкий персонаж, который появляется на пару эпизодов, обладает настолько глубокой проработкой, будто автор прожил за каждого из них жизнь. Чтобы после тысяч перерождений вспомнить все эти жизни и рассказать их историю в эпичном полотне. Причём всё это начинается ещё с третьего тома, где антагонистом выступает безымянный Граф. История которого печальна и поучительна. Причём персонажи не просто хорошо продуманы - они развиваются в ходе истории. Тот же Граф, как ни странно, в конце истории принимает совершенно иное решение, чем от него ожидаешь. И все эти персонажи, перечислять которых не имеет смысла для того, кому лишь предстоит ознакомиться с этой манга - все они словно живые. Они настолько похожи на настоящих людей, что за них порой больше переживаешь, чем за настоящих близких.
Текст уже растянулся больше, чем следовало бы. И это лишь доля того, что предлагает Берсерк. Каждый том содержит здравое зерно, работу мысли, идею. Примеры решений и их последствий. Миллионы деталей и общую картину, из них складывающуюся. Всё это формирует опыт, который мало с чем можно сравнить.
Напоследок расскажу историю. Где-то семь лет назад я поехал к сестре в гости, в Питер. Незадолго до отправления я открыл для себя Трансметрополитен Уоррена Эллиса. Сила этого произведения оттаскивала меня от музеев и красивых улиц города, заставляя погружаться в жизнь Спайдера Иерусалима. Последние двадцать, или даже тридцать выпусков Трансметрополитена я прочитал в один присест, потратив на это часов семь-восемь. С тех самых пор не попадалось на глаза другого такого же комикса, оторваться от которого было бы невозможно. До Берсерка. Одно но - в обоих случаях есть порог вхождения. Чтобы отправиться в безымянный город Спайдера, нужно продраться через первые десять выпусков. Чтобы нырнуть в Берсерка, нужно дочитать до шестого тома. Дальше будет незабываемо.
Итог: 5 из 6. Почему не 6? Потому что до шестого ещё дочитать надо. Потому что история до сих пор не закончена, и конца ей не видно. Потому что несмотря на все плюсы, есть и минусы. И всё равно это шедевр. Который я с огромным удовольствием перечитаю через год-другой. И ещё лет через пять, находя новые оттенки и смыслы. Потому что таков Берсерк. Надеюсь, я смог передать вам в полной мере свои ощущения, эмоции и немного смысла, почёрпнутого в этой манга.
P.S.: Ах да. И помните, что это всё очень 18+. Кровь, кишки, обнажёнка - всего это более чем достаточно.
P.P.S.: А ещё очень многое у Кентаро строится на отсылках. Комикс начинается с отсылки на Конана-Варвара. Затем появляется Рука Бога, весьма напрямую отсылающая к сенобитам Баркера. И хотя оригинальных идей в истории куда больше, чем отсылок, их тоже до кучи. В Золотом Веке описана Столетняя война, в Век Тьмы Гатса сопровождает эльф Пак, и даже отдалённую отсылку на Жанну Д'Арк лично я здесь увидел. Правда, обошлось без сожжения. В целом, здесь нужно отметить, что автор знает, что на отсылках не выехать, и использует их строго по делу.