В отличие от предыдущих рассказов, этот чуть проще проверять, поскольку действие его происходит не в XVII или XVIII веке, а в XIX-ом, по большей части. Хотя я тут подумал... Можно ли считать рассказом биографию реального человека, изменённую с целью придать ей художественный смысл и вид? По всей видимости, да. Но меня интересует больше суть, чем внешняя сторона вопроса. Сами вы что думаете? Пишите в комментариях, а я тем временем, расскажу о ещё одной истории бесчестья.
Место действия - Нью-Йорк. Время - конец XVIII и начало XIX века. Герой - Монк Истмен, юноша ирландского прохождения, не особо высокий, но весьма сильный. Его преступная карьера началась в возрасте около 20 лет, точной даты назвать невозможно, однако в 1898 году его впервые аррестовали за воровство. На тот момент он уже состоял в банде "Кадеты Аллен-стрит". Со временем его карьера росла, он обзавёлся собственной бандой и покровителями в лице политической партии. А где большая банда, там и соперничество с другими.
Основными соперниками банды Истмена была банда Пяти точек, возглавляемая Полом Келли. Из-за постоянных стычек, мелких и не очень, возникали проблемы. В частности, патроны Истмена в Таммани Холл (так называлась эта партия, отстаивавшая права ирландских иммигрантов) были против этой вражды. Потому что страдали невинные граждане и вообще это создавало ненужный шум. В конце концов было решено организовать честный боксёрский бой между главарями, чтобы решить спор раз и навсегда.
[Конец истории. Спойлеры!] Однако поединок закончился ничьей после двух часов драки. Вопрос в итоге решился совершенно иначе - попытавшись ограбить не того человека, Истмен загремел в тюрьму Синг-Синг на долгих пять лет. К тому времени банды Истмена не существовало, а его первый помощник был мёртв. Зато началась Первая Мировая война, так что недолго думая, Истмен записался в армию. Где немало отличился и был награждён. А по возвращению в Америку всё началось по новой.
История начавшаяся насилием, насилием обречена закончиться. Поссорившись с подельником, Истман получил несколько пуль в живот, от чего и скончался. Был похоронен в Бруклине, как ветеран войны.
Надо сказать, что в случае с Истменом Борхес почти не добавлял вымысла. Лишь мелкие детали, для той самой художественности. Истмен действительно держал зоомагазин, но я не нашёл никаких указаний о том, чтобы он везде носился со своими животными. Возможно, эти подробности можно найти в книге Герберта Эсберки, которую Борхес приводит в качестве источника. В частности, я также не нашёл описания ожесточённой стычки между бандами Келли и Истмена, результатом которой стали "семь тяжело раненных, четыре трупа и убитая голубка."
С точки зрения построения эта история ближе всего к биографии. Много точных дат и указаных лет. Когда и что делал Истмен. Отдельного упоминания стоит разве что самое начало рассказа, где Борхес сравнивает "нашу Америку и ту Америку", подразумевая Южную и Северную. Потому что на родине у Борхеса убийство это честный поединок на ножах, о котором выживший рассказывает потом всю оставшуюся жизнь. Чего нельзя сказать о бесчестных убийствах в Нью-Йорке.