Заводной Апельсин (Clockwork Orange, 1971)

Sep 08, 2016 09:00


Да, до сегодняшнего дня я не смотрел "Заводной Апельсин". Пристрелите меня. Честно говоря, без понятия, почему этот фильм так долго избегал моего просмотра. Но в итоге всё же не попал на глаза. И прежде чем я приступлю к описанию своих впечатлений, сравню его с фильмом "Зардоз", вышедшим всего лишь на три года позже. Фильмы схожи в очень отрывочном и странном видении будущего, которое не представляет собой какую-то единую картину, но скорее отдельные фрагменты.



Где-то там в будущем. Британия, дистопичный мир. Банда подростков попивает молоко с психоделиками, после чего отправляется на разбой и насилие. Скучный вторник, если вкратце. Однако разбой не может быть вечным, так что главного героя по имени Алекс, возглавлявшего эту банду, сажают в тюрьму. Чтобы не сидеть весь срок (14 лет), он соглашается на экспериментальное лечение, в результате которого даже мысль о насилии вызывает у него тошноту. Вот только как выживет человек, неспособный на насилие, в мире дистопичного будущего?


Прежде всего стоит заметить, что граждане, смотрящие фильм на русском, потеряли половину "шарма" фильма. Главный герой говорит на "надсате" - вымышленном арго будущего, использующего русские слова. Соответственно, при просмотре дублированного перевода вы не услышите, как Малькольм Макдауэлл (Алекс) говорит что-то вроде "That was me. That is, Alex, and three my groogs". Не только в разговоре используются русские слова, но и построение фраз, насколько я вообще могу понять грамматику английского, не совсем верно. Язык плохо, в общем.



Вообще, фильм поднимает вопрос того, чем вообще бороться стоит против насилия. Можно ли лезть в мозги человеку, по сути лишая его выбора? Ну, по крайней мере, Википедия так говорит. Я,честно говоря, не заметил активного проявления этой темы. Я вообще не увидел ничего, кроме поучительной истории, где сначала парень издевается над миром, а затем мир ему возвращает все обиды. Карма в действии, так сказать. Причём персонаж не растёт - он бы и рад ответить насилием на насилие, но не может.

В этом плане оригинальный роман Бёрджесса, вроде как, более правилен. Там в финале Алекс понимает, что насилие, видимо, и впрямь плохая штука, и надо жить-поживать, да добра наживать. А вот Кубрик решил показать ситуацию иначе, заявляя, что люди не меняются.



Если же говорить о технической стороне, то всё на высоком уровне. И говорить-то не о чем, это ведь Кубрик. В смысле, что это человек, который каждый кадр тщательно выстраивает. Конечно, можно придираться к тому, что многие сцены в "Космической одиссее" затянуты, а некоторые решения выглядят странно, но это вопрос восприятия. С точки зрения идеи и реализации всё на своих местах.

Единственное, что смущает - это, как я уже говорил, неоднорондная картина мира. Нам постоянно будут намекать на изменения в социальном строе, в борьбе с властью, попыткам поднять народные волнения... Главный герой, возвращаясь домой, идёт, окружённый кучами мусора. Но всё это не складывается в какую-то ясную картину.

Итог: 4 из 6. Фильм хорошо снят, и заставляет задуматься о всяких вещах. Но при этом я не испытываю ни малейшего желания его пересматривать, разве что с целью вырезать какой-то интересный кадр для каких-нибудь целей. Здесь не к чему особо возвращаться, как мне кажется. Такие дела.

А что вы думаете об этом фильме?

микро-рецензии, кино

Previous post Next post
Up