В феврале месяце, если вы помните, я написал
обзор на русский комикс "Механизмы Хендрика". И выразил желание взять интервью у создателей, настолько я был впечатлён первым выпуском. Благодаря помощи
lidok_nyan удалось связаться с создателями, и как результат - то самое интервью. О том, как появляются на свет комиксы в России, и о том, что нас ждёт уже в скором времени.
1. Как появилась идея комикса?
Таша (художник) : Как и все в этой жизни - случайно. А вообще, этот вопрос задают как-то необоснованно часто. Эпопея с комиксом выросла из короткого рассказа сценаристки, где был паренек, его сварливый дед и кончался он, кажется, на моменте находки пареньком машины в пещере.
Драйк посмотрела мои рисунки и спросила «Тебе нравиться стимпанк? У меня есть заготовка...». Мне идея понравилась, и мы стали обсуждать как ее будем реализовывать, планировали сделать маленький ваншотик. В конце концов, пропереписовавшись н-ное количество времени и даже подружившись (мы не были знакомы до того злополучного вечера), как это и бывает, ваншотик распух событиями и персонажами. Сначала у персонажей были английские имена, ну, потому что как-то стесняются давать персонажам имена окружающих людей, не круто что ли ститается, не знаю. Потом все разом обрусели и мы решили, что это не баг, а фича и взяли за основу мира Российскую Империю. Да и исторически империя была местом укуренным со странными историческими персонажами, так что все было как нельзя лучше. Потому что сюжет ушел из русла пафоса и меланхолии в просто пародийную колею.
Dрайк (сценарист) : Подпишусь под каждым словом Таши. Особенно приятно вспоминать, как мы до 3х часов ночи сидели в аське и перебрасывались идеями в стиле «А что если?», «А, давай вот это добавим!», «Вооо, вот это крутая идея!» и «А потом все было так и так, потому что до этого у него было так и так». В итоге на мой несчастный, крайне среднего качества, рассказ был нарощен такой объем материала, что в вашнот это просто не влезало. Зато это очень бодро слезало в сериальный комикс. Помимо этого намного веселее было работать с жанром абсурдной комедии, потому что шутки и приколы проверялись на нас самих. Пошутили-посмеялись, еще что-то придумали и так далее. В итоге получили проект, который нас обеих неимоверно пёр. Наверное именно на этой тяге мы и довели его до издания.
2. Почему именно Хендрики?
Таша: Не знаешь как назвать, сунь в название имя главного героя. А вообще раньше это слово вроде было «хейдерик» или как-то так, но при постоянном перепечатывании оно поменяло буквы и стало «хендрик».
Dрайк: О-о-о-о, это была песня. Изначально рассказ писался в канонах жанра и парниша был немцем. Если мне не изменяет память, то для рассказа (!), я вдохновлялась аниме Стимган и Стальной алхимик - Братство.
Как всегда при работе бывает - гугл быстро выдал мне имя Хейдерик, которое я без особого обдумывания всунула в рассказ. Когда же мы занялись комиксом герой как-то обрусел, стал Александром Соколовым, а «прозвище» осталось. При обсуждении у нас постоянно терялась буква «Й» в переписке и в итоге мы её выкинули, оставив «Хендрик». Следом уже появились и хомячки-лемминги с этим именем и, следовательно, прозвище главного героя в честь этих милых и пушистых камикадзе.
3. Почему Таша и Драйк, а не реальные имена?
Таша: А зачем реальные имена? Читатели не налоговая. Да и так вышло, что у нас со сценаристом имена одинаковые, был бы повод для плоских шуток. И кому надо, могут найти все пароли и явки.
Dрайк: Я к этому нику настолько привыкла за 8 лет, что теперь от него не отделяюсь. Хотя одно время вообще хотела мужским именем подписаться конкретно для этого проекта. Потом подумала и поняла, что нам еще презентации проводить надо будет, а с мужским именем это будет ну очень странно смотреться. Так что из 2х зол я выбрала меньшее - никнейм.
4. Почему вы решили выпустить комикс именно в издательстве Комикс.Паблишер? Почему не Комильфо, например? Или Комикс Фактори, Сакура Пресс, Альт Граф?..
Таша: Случайность, опять же. Да и не думаю, что кому-то из перечисленных сдалась эта серия. Нас бы послали нафиг. А мы хотели именно комикс выпусками, не знаю зачем, очевидно у нас в жизни проблем мало было. Сценаристка уже готова была сама за тираж платить, а тут ходила читать лекцию по сценариям и потом пишет мне, мол, заинтересовались проектом такие-то, встретиться хотят. Я даже идти не хотела. Но мы встретились, пообщались с издателем в лице Анны и, знаете ли, ни о чем не жалеем. Потому что наконец приятно видеть людей, заинтересованных в своей работе. И самое приятное, никто не лезет в сценарий, раскадровку и диалоги и не просит добавить героиням пятый размер груди а сюжету пафосных диалогов. Плюс люди работают в весьма хорошей типографии и решился вопрос с печатью и макетами, потому что мы как-то по-дилетантски об этом ни в зуб ногой. Не знаю, сколько продлится наше сотрудничество, но пока все вроде всех устраивает.
Dрайк: Кхем, а Сакура жива что ли?
А вообще все потому что Комикс Паблишер ОФИГЕННЫЕ! Они нас нашли через библиотеку РГБМ, а если совсем конкретно, то через манга-клуб Hibari и Лиду. За что ей отдельное большое-большое спасибо, кстати. Мы переговорили с Анной, рассказали о том, что хотим выпускаться синглами и релизиться еще в электронной версии. В итоге у нас все не просто получилось, а даже больше - книжка стала по цене наравне с Бабблом (60р).
Про остальные издательства ничего сказать не могу - не относили к ним, но относили к одним другим, где нас полгода промурыжили, в итоге даже не написали об отказе, а мы ждали хоть какой-то четкий ответ.
5. Сколько планируется выпусков? Это будет законченная история, или онгоинг-серия?
Таша: Сколько сможем съесть, то есть выпустить. Пока планируем дожить хотя бы до конца первой сюжетной арки. А так до 4 выпуска дожить бы.
Dрайк: Ух, боюсь я цифры называть, да и многое зависит от соавтора, НО наша живучесть во многом зависит еще и от отклика читателя. Читатель, просто будь с нами и бы будем радовать тебя и дальше. ^__^
6. Когда стоит ждать второй выпуск на бумаге?
Таша: Как гласит аватарка группы Вконтакта - 1 мая. Думаю, можно ей поверить. Это же аватарка.
Dрайк: Наша аватарка точнее прогноза погоды. По крайней мере насчет второго номера она не лжёт.
7. Удается ли выбраковка экземпляров (смазанная печать, нехватка скрепок)? Или это всё на совести издательства?
Анна (издатель) : Брак - на совести типографии, а не издательства. Типографии могут не вести отбраковку, но тут о чень сложно отследить, так как тираж приезжает в запакованных пачках. Если попалась книжка без скрепки - заменим.
8. Планируется ли работа с другими художниками? Если да, повляет ли это на рисунок?
Таша: Как бы уже была работа «с другими художниками», если посмотреть на внутреннюю обложку первого и второго выпуска там указан колорист. Так что во втором будет другая покраска. И на рисунок это сильно влияет. Мы нанимали колориста для экономии времени, но идея провалилась. Потому что тогда еще надо контролировать работу колориста, делать для него лист пометок по кадрам, что бы не оказался потом день ночью и т. д., делать цветной набросок всех персонажей, что бы хоть примерно цвета были похожи. И это нужен отдельный человек-редактор, который бы координировал работу, терпеливо расписывал колористу что надо переделывать. И нам еще повезло, что люди, которых мы нанимали, справились довольно хорошо. Но я больше не буду этим заниматься, тяжело сосредоточиться, когда уже рисуешь следующий выпуск (помимо еще двух веб-комиксов), а тут надо контролировать работу другого человека, который всяко не заинтересован в твоем эпохальном творении так же, как ты. Мне проще все от и до самой сделать, лишь бы не пускаться в объяснения. Ну и , естественно, сторонние люди работают за деньги. Короче, у нас так вышло, что все это толком не убыстряет и не улучшает работу. Мы, маленький но гордый проект в одного сценариста и художника, что делать.
Dрайк: Я бы очень хотела как-то помочь Таше, но затея с колористом и правда оказалась не такой удобной, как предполагалось. Поэтому, скорее всего, пока будем тянуть лямку самостоятельно, а там может и придумаем что-то и привлечем кого на помощь. Да и помощники работают за денежку, а у нас не такой богатый бюджет проекта.
9. Как вы планируете развивать сюжет? Появится ли магия, новые персонажи?
Таша: Ну как обычно развивается сюжет приключенческих штук? Отправим персонажей в путешествие, в процессе которого они будут что-то делать и изменятся.
Если магия, сиречь необъяснимая сила, то там есть такое. Но фентезийных волшебников, метающих молнии, там нет. Новые персонажи, естественно, будут. Было бы странно, если бы мы на протяжении нескольких выпусков наблюдали только главного героя, ни с кем не взаимодействующего. А потом выяснится, что он все это время просто лежал в коме и вообще, он японский школьник!
Dрайк: В одном только поэпизоднике персонажей завезли оптом, а на некоторых из них есть даже отдельные истории, но это пока «бэк» для их развития. Касаемо магии и всего остального - молнии метать люди не будут, а вот ту самую стимпанк-науку-магию-безумие-ктулху-абсурд мы сделаем в определенных дозах.
Страница из грядущего второго выпуска.
10. Первый тираж продавался почти без рекламы. Насколько успешным был запуск? Планируются ли какие-то ещё акции, помимо коллекционного издания?
Dрайк: Как по мне - лучше молча зарелизиться, чем пол-года анонсироваться, орать о выпуске и в итоге не выйти даже первым номером. Такие случаи, насколько я знаю, бывали. Мы же молча выпустились, до этого спалившись с сообществом МосСтим всего на 2-3 фестах с самиздатными Ивановскими островами.
Анна: Запуск был ожидаемым, учитывая настороженность любителей комиксов к русскому автору.
11. Издание комикса - хлопотная вещь. Как вы решаете финансовую сторону проекта, если не секрет?
Анна: Финансовая сторона проекта - напечатали на средства издательства.
Что ж, ждём выхода второго выпуска. Безусловно, на него я обязательно напишу свой самый честный обзор, как только, так сразу. В том смысле, что если надежды не оправдаются, я же первый посыплю золой голову. А вообще хочется верить, что Комикс Паблишер какое-то время спустя сможет составить конкуренцию Bubble'у на ниве комиксов. Раньше я надеялся на Khan Comics, но Пейнтри и Галстуки разрушили мою веру. Пока что из годного у Ханов лишь Ермек.
P.S.: Такое вот получилось интервью. Поясню насчёт коллекционного издания. Оно сейчас продаётся в том же магазине "Черепаха" (возможно, и в "ХОЧУ!", но я не проверял) за 300 рублей, и содержит: подписанный создателями комикс, плакат на стену, первую полосу газеты из мира Хендрика, а также магниты с персонажами комикса. Всё это запаковано в большой бумажный конверт, стилизованный под старину и запечатанный сургучом (или чем-то очень похожим на него).
P.P.S.: И ещё одна новая рубрика (читай "метка" или тэг) - интервью. Пожалуй, даже комиксинтервью. Будут они появляться нечасто, но просто вот уже сейчас есть намёки, что будет ещё одно интервью в ближайше вре