Что ж, кажись, становится понятна идея редактора, который собирал четыре повести разных авторов под одной обложкой "Фантастика. Детектив" 1990 года. Это была идея собрать четыре рассказа, каждый из которых с разной позиции описывает преступление. Показать градации серого, постепенно переходя от светлого к тёмному. Да, кстати, иллюстрация именно к рассказу Джеймс Чейза послужила обложкой сборника, так что я её вновь покажу. К слову, всего их было четыре. У меня на руках две.
"Вместо улики" Рекса Стаута показывает позицию частных детективов - "добрых самаритян" за деньги. Но несмотря на это они хорошие ребята. В "Газ из Невады" Чандлер описал историю копа с подмоченной репутацией. Всё ещё хорошего парня, но уже способного на убийство. Гарднер в "Мейсон атакует" прошёлся по грани. Его герой, Перри Мейсон, защищает клиента - даже если он (или она) убийца. Но опять же он руководствуется своим понятием о справедливости. И тут мы доходим до "Венок из лотоса" Джеймс Чейза. Его главный герой - жадный трусливый засранец, которому на руки попал счастливый билет.
В этой истории нет ни одного светлого пятна. Самый положительный персонаж - девушка главного героя, пожертвовашая всем и даже своей жизнью ради него. И кучи трупов усеяли Сайгон (место действия), и всё ради 120 бриллиантов, найденных в тайнике на вилле, где жил главный герой. Все готовы перепилить друг другу глотки.
Из всех представленных рассказов этот самый длинный, и при этом - самый скучный. Предыдущим авторам было чем впечатлить - умелыми описаниями, добротно проработанными персонажами, которым сопереживаешь, или хорошими диалогами. Здесь нет ничего. Ни одно персонажа нельзя назвать "своим". Главный герой, как я уже сказал, жаден и труслив. Все персонажи, втянутые в действие по ходу повествования, такие же плоские, читать их похождения скука смертная.
Итого: 5 из 10. В конце концов, это всё же дело вкуса. Кто-то любит сользких типов и сомнительные делишки по "спасению" бриллиантов из лап вьетнамовцев. Для этого кого-то рассказ даст выпустить часть внутреннего расиста на волю. Я же когда примерно понял, к чему всё идёт, резко ускорился в чтении, начав читать "по диагонали", вырывая куски повествования из текста. И даже так последние 30 страниц из 130 я поглощал через силу. Если предыдущих авторов мне было интересно почитать ещё, то здесь я не горю желанием.
P.S.: А мне предстоит второй том сборника, в той же мягкой обложке. Кстати, до сих пор непонятно, почему сборник называется "Фантастика. Детектив" - пока что никаких фантастических допущений в рассказах не было. Во втором томе мне, к слову, снова предстоит читать произведение Джейми Чейза. А также Реймонда Чандлера. Кроме того, второй том содержит творчество Джеймса Балларда, Герберта Франке и Артура Кларка. Ага, вот где и начнётся фантастика. Что ж, уже предвкушаю.