В случае успеха будет всего третья частично многоразовая ракета:
(1) тяжелая Space Shuttle (РДТТ + водород), почти полностью спасаемая;
(2) тяжелые Falcon 9 и Falcon Heavy (керосин + керосин + керосин); ну и
(3) сверхтяжелая New Glenn (метан + водород).
Бывают первые в тупик, но Челноки и Falcon ясно показывают успех направления. Очередность можно чуть продлить без уверенности. В эту пару лет в очереди многоразовые:
(4) сверхтяжелая SpaceX Starship (метан + метан в стали);
(5) средняя Rocketlab Neutron (метан + метан в углепластике);
(6) небольшая Stoke Nova (метан + водород), что по патентам повторяет способ возврата будущей верхней ступени New Glenn с названием Jarvis (разработчики ушли из Blue Origin);
(7) легкий Falcon по-китайски Tianlong-3 тоже в 2025 (метан + метан);
(8) средняя Relativity Terran R (метан + метан, печать баков и двигателей);
(9) французская Themis слившаяся с Ariane Next...
И много еще поперло по примеру Маска. Не ожидаю, конечно, российскую многоразовую Союз-5 (а чо случилось?) Уж скорее индийский, немецкие, испанский, японский и прочие известные проекты, что уже строят. Отдельно стоило бы вспомнить уже несостоявшиеся многоразовые проекты. Подумаю, как сделать красивый список без «ошибки выживших».
New Glenn модная метановая, как большинство проектов после Falcon. Первой успешной ракетой на метане может стать. То есть с замкнутыми метановыми ЖРД BE-4 на первой ступени, которые уже испытаны на одноразовом Vulcan.
Как известно, посадка ступени и водородные технологии неплохо и давно отработаны Blue Origin на New Shepard.
Верхняя ступень ракеты тоже модная. Уровня SLS, H3, Ariane 6, только их мощнее. С модными безгенераторными водородниками BE-3U. Безгенераторники разрабатывают в США, Японии, РФ, Франции, Италии, КНР. В РФ правда безгенераторный водородник не потянули, переделывают проект на метан, как и в Италии.
Летающие и создаваемые безгенераторные ЖРД на водороде для верхних ступеней.
ЖРД
Фирма
Носитель
Импульс,с
Тяга,тс
Сухой,кг
RL-10C-1
P&W (ныне L3)
SLS, Vulcan
450
10,4
191
RL-10B-2
P&W (ныне L3)
(SLS)
466
11,2
301
BE-3U
Blue Origin
(New Glenn)
445
78,0
LE-9
Mitsubishi
H3
425
149,9
2400
Vinci
SNECMA
Ariane 6
457
18,3
280
РД 0146Д
КБХА и P&W
(Ангара А5В)
470
7,0
YF-75D
AALPT
CZ 5
443
9,0
265
YF-79
AALPT
(CZ 9)
455
25,5
New Glenn - прямой соперник SLS и Starship, а не только Falcon Heavy, Falcon и Vulcan. По вместимости обтекателя груза и энергичности водородной верхней ступени, что имеет особое значение при выводе далеко от Земли. Обратите внимание на тягу BE-3U. Хотя она вдвое меньше японского гиганта LE-9, BE-3U, как говорят, более чем вдвое легче и короче. При лучшем удельном импульсе. А вот на SLS хотят ставить много-много RL-10.
Прежде мне казалось, что хорошо бы на Falcon иногда ставить верхнюю ступень и обтекатель Delta IV, теперь то же можно сказать о Super Heavy с верхом Glenn при запусках далеко. Это аллегория. Упомяну проект New Glenn Jarvis, это новая спасаемая верхняя ступень, в этом смысле как Starship.
Спасение верхней ступени выделяет лидерство Starship, но ведет к трудностям дальних запусков, ведь тогда требуются множественные дозаправки именно потому, что метан, а не водород. Упомянутая возвращаемая верхняя ступень Jarvis поместит обе ракеты рядом, но и так они не далеки по энергетическим возможностям и вместимости.
Наконец, именно Безос сохранил преемственность особенных разработок многоразовых проектов ракет в США, что привели к мировой монополии SpaceX, как ни странно теперь. Разработчики эксперимента MDD DC-X получили приют у него на Ракетном ранчо. Многие проекты сегодня начинались там, не наоборот. Улюлюкающие о Blue Origin и Безосе - еше пример мирового хамства. Следите за оценками настояших экспертов, а не журналистов.