jr0

Раскрыл аббревиатуры брендов авиафирм к предыдущей статейке о предыстории F-15

Jul 05, 2023 17:57


Это значительная добавка, потому можно обсудить эти гениалогии отдельно. Они важны, сложны и занятны. Надо бы схему рисовать.

NAA - North American Aviation: голландский (немецкий) Fokker, Atlantic, General Aviaton (поглощение GMC), переезд с востока на запад, NAA, поглотили Curtiss-Wright Aeroplane. Проглочены электронной Rockwell, авиаподразделение Rockwell выкуплено Boeing. Их слава от Mustang до Space Shuttle Orbiter и пр. пр.

GD - General Dynamics: Wright Brothers, Dayton-Wright, Consolidated - выделился Bell, поглотили Vultee (бывший главный инженер Lockheed) и стал Convair (полугосударственный, потому что завод Vultee во время войны саботировали профсоюзы восточного побережья). Их поглотила верфь подлодок GD Electric Boat с востока. Авиаподразделение GD выкуплено Lockheed-Martin. Так что Convair я всюду поменял на GD, чтобы подчекнуть преемственность в поколениях.

MD - McDonnell: Douglas - ушли Нортроп и все инженерное руководство NAA. Слияние с McDonnell, McDonnell Douglas - MDD. Проглочены Boeing, но истребители там McDonnell, потому MD. Douglas в истребителях преуспели не больше Boeing. Вот рекламное фото McDonnell, 1959 (Banshee, Demon и Phantom II). Сюда дорисовать F-15:



Hughes - многоотраслевой стартап Говарда Хьюза. Электронно-ракетное подразделение проглочено Raytheon.

Vought - Vought слился с Sikorsky и проглочен UTC.

PW - Pratt&Whitney, тоже проект UTC.

Lockheed - Lockheed-Martin: Alco, Loughead, Lockheed, в 1932 основатель продал инвесторам, слились с ракетчиками Martin Marietta. Поглотили Convair - GD, но сохранили и Skunk Works - основанную Келли Джонсоном исследовательскую группу, так что F-35B это GD со скрытностью Skunks. То есть F-35 наследует Convair model 200 и GD F-16, немного - F-117, но не Lockheed F-104.

Grumman - Northrop-Grumman. Отделились от Loening (летающие лодки). Объединились с Northrop. Поглотили TRW, Orbital, ATK, Scaled Composites - теперь это их исследовательски центр, свой Skunks.

RR - Rolls-Royce, длинная английская история поглощений в Англии, Германии и США, ТНК. Spey - проект Bristol, моторное подразделение которуй RR тоже поглотил.

PANAVIA - совместное предприятие BAC (Bristol, English Electric и Vickers) с MBB (Messerschmitt-Bolkow-Blohm) и FIAT. Распалось.

Отдельное удовольствие видеть переходы управленцев стартапов. Сейчас можно такое видеть в космическом ракетостроении США. Разрабы делают сольные проекты или создают супергруппы, поглощаются старыми полуживыми брендами. И рок здесь не чужой: Брэнсон, скажем, торговал пластинками и услугами студии звукозаписи, почти миллиардером стал на панк-роке Англии. А потом инвестировал в увлечение юности - авиацию, с помощью шейхов, которым скорее по душе панк-рок. Другое направление для поиска связей - взаимодействие с университетами. Там вовсе не один научный центр.

+ И самостоятельно предлагаю поискать след в авиаракетстроении Ford, Goodyear, Curtiss (куда делись-то?). А еще след GALCIT в авиации, а не в ракетах. Это увлекательные сюжеты.

история, ликбез, сша, xxвек, англия, авиация

Previous post Next post
Up