Мысль в статье о сходстве F-1 с девятью Merlin не моя. Видимо, кто-то давно прочёл, что 9 Merlin 1C хуже F-1. Так и было. Прочитал, решил уточнить сам. Сравнение ДЛЯ МЕНЯ плодотворное. Сделал первую табличку вместо выводов экспертов в кавычках -- авторов вики. Рядом и вовсе фигня, зачем-то сравнение F-1 и RS-25, которые имеют совсем другое
(
Read more... )
Спасибо за отзыв по существу.
1. Верстку я только что поправил, когда догадался, в чем сложность. Занятно, что в старом редакторе порядок. Это вина улучшателей ЖЖ.
2. Двигатели таки стали лучше. Как и автомобильные двигатели, которые, правда, совершенствуют настойчивее, их больше.
Очевидный прогресс имеет причины, технологические предпосылки. Merlin 1C не был удельно лучше F-1, но был проще. И управлялся мощным вычислителем. Потом стали подымать давление, а давление определяет размерное и массовое совершенство ЖРД. Всякая пневматика тем легче и меньше, чем выше в ней давление. Большее геометрически сопло Merlin намного меньше одного огромного F-1. Посмотрите расширения сопел.
3. Цена зависит от серии. Если бы на Saturn V требовалось не менее 70 F-1, а 1000 (примерно как Merlin), то расклады экономистов были бы лучше. И стенды проще, перевозка. С другой стороны, одно дело паять трубки с палец или с руку.
Проще получить удельно легкую большую ступень, но возить ее - только по воде.
А вот твердотопливники плотные - небольшие, тяжелые, очень мощные. А Thiokol еще и наборные из сегментов сделал - сегмент на одну ЖД платформу. Но посмотрите на Ariane 6, у него ТТУ короткие и довольно толстые. А японцы ТТУ с углеродной оболочкой делают и химию в них совершенствуют.
То есть направлений развития много. Ранний выбор одного направления может быть неоправдан. Собственно, с F-1 так случилось. Занятно, что Merlin такая великая удача, по всем буквально показателям F-1 бьет, но ему готовят полную замену - Raptor. Правда, через 20 лет, а мне кажется, что Merlin новый.
Я о том, что измерений успеха много, картина сложнее, каждая оптимизация требует годы, и решимость потратить, по сути, жизнь. Представьте, как Мюллер в огромной фирме TRW занимался десятилетия ЖРД, почти не имея надежд их пристроить. Есть и человеческое измерение прогресса. Полвека - умерли те, кто придет к заказчику и скажет, что эти мальчишки ничего не понимают, а надо делать как он мальчишкой придумал. Маск сумел начать Raptor заново, как будто Merlin нет. Там "все" другое.
Reply
Leave a comment