jr0

Из Николая Симонова. Жаренное из книжек об истребителях 1940, в которые зарылся. И-16 и М-25А

Aug 16, 2020 02:00

Занятные цены на И-16 и его мотор. Особенно в 1936. Из Симонова.





Наименование изделий
Цена 1936 г.
(руб. за 1 шт.)
Цена 1937 г.
(руб. за 1 шт.)

Автомат, винтовка Симонова
1410
1250

45-мм танковая пушка
7471
6765

45-мм противотанковая пушка
21070
20400

152-мм гаубица
286461
240000

122-мм пушка А-19
256645
240000

82-мм миномет
6500
4900

Танк БТ-7
114855
100000

Танк Т-26
67400
65000

Истребитель И-16
86000
75000

Бомбадировщик СБ
349000
325000

Авиационный мотор М-25А
70000
53000

Источник: РГАЭ ф.7733, оп.36, д.40, л.79-80.

70 тыс./86 тыс. = 81%стоимости истребителя -- мотор М-25А. Или 16 тыс. р за все, кроме мотора. Рост стоимости планера объясним, в 1937 И-16 дооснащали и довооружали. Но это, кстати, косвенно показывает, что И-16 задуман примитивным. Его американский по проекту мотор -- иное дело, там все технологии оказались. А это неправильно, полагаю, но так хотел заказчик.

Сталинские планы производства истребителей из года в год не выполнялись. С другой стороны, делали их больше, чем любая страна, а может и все страны вместе. Надо прикинуть на 1936-37. Там же о 1936:

Виды военной продукции
заказ
выпол.
% вып.

Самолеты (шт.)
4169
2688
64,4

в том числе:

истребители
1805
938
51,9

бомбардировщики
960
341
35,5

Танки (шт.)
4052
4804
118,5

Источник: ГАРФ ф.8418, оп.25, д. 14, л.2-3.

Почти тыс. истребителей. И все они в 1936 -- И-16. Почти 915 И-16 тип 5, якобы, в 1936. Вопреки мнениям авторов «серьезных книжек» в 1936 И-15 и прочие бипланы не выпускали. То есть выходит, что опыт Испании привел к возрождению советских истребителей бипланов.

Вывод: листайте книжки, но не верьте их авторам, а только фактам, цитатам, фотографиям. Историки любят врать, использовать невесть откуда взятые сюжеты -- профанные выдумки. Меня, разумеется, это тоже касается. Если не протрачу время также бездарно, как вчера, то найду данные за 1936 по миру.

Цены СБ иначе выглядят. Их Сталин очень хочет, а они очень не выходят. Доля стоимости моторов ниже. Под рукой нет цены М-103, но он точно не дороже М-25А. Кстати, надо бы мне помнить, что воздушное охлаждение давалось дороже. Для СБ, но с фэнтэзийными М-25А из первой таблицы:
  2*70 тыс./349 тыс. = 40%, а не 80.И действительно, в отличие от советских истребителей, советские бомбардировщики стремились полно оснастить. Итог -- Пе-2, удивительно сложный и дорогой самолет. Но, как известно, Сталин захотел и легкий одномоторный ближний бомбардировщик, да попроще -- "сталинское задание". Он же -- шокал. Правда, сделали вовсе не примитив, а Су-2. И его не сумели выпускать в войну, к которой столько готовились.

Ну, опуская влияния опыта Испании, Финляндии, мировой моды, репрессий, шарашки. Что опускать никак нельзя.

О мотористах советские пропагандисты писать любят меньше. Там больше сажали, меньше рекрдов, больше лицензий и прямых закупок.

ссср, история, авиация

Previous post Next post
Up