"Школа для дураков"

Nov 15, 2024 19:00





Книгу Саши Соколова «Школа для дураков»  читал давно. Уже тогда не покидало ощущение, что текст написал робот. Начисто лишенный сюжета, героев, композиции, роман этот дает редчайшую возможность - посмотреть на окружающий мир так, будто ты никогда прежде на него не глядел или смотрел глазами не совсем вменяемого человека. Представьте себе, что вы писатель, которому, с одной стороны, наскучило делать свою работу по привычным лекалам (хочется выделиться), а с другой ничего принципиально нового выдумать не получается. И при этом имеется масса образцов чужого творчества, которые здорово вдохновляют. Если у вас получилось такое состояние вообразить, то поздравляем - вы уже наполовину поняли о чем идёт речь, а она идёт о постмодернизме в литературе. Постмодернистское направление в литературе родилось во второй половине XX века. В переводе с латинского и французского языков «постмодерн» - означает «современный», «новый». Это литературное направление считают реакцией на ущемление прав человека, ужасы войны и послевоенные события. Оно родилось из отрицания идей эпохи Просвещения, реализма и модернизма. Последний был популярен в начале ХХ века. Но если в модернизме основная цель автора - найти смысл в меняющемся мире, то писатели-постмодернисты говорят о бессмысленности происходящего. Они отрицают закономерности и ставят превыше всего случай. Ирония, черный юмор, фрагментарность повествования, смешение жанров - вот основные черты, характерные для постмодернистов. Очевидно, что состояние времени«постмодерна» и возникновение постмодернизма в литературе - это естественная реакция писателя, в результате чего возникает творческий кризис. Если нет новых идей, то ничего, в принципе, не остается кроме как обстебывать иронически обыгрывать людей, их идеи и тексты.

Вот некоторые представители постмодернизма в литературе:

  1. В зарубежной литературе: Уильям Берроуз, Джозеф Хеллер, Филип Дик, Курт Воннегут.
  2. В русской литературе: Владимир Набоков, Венедикт Ерофеев, Саша Соколов, Виктор Пелевин, Владимир Сорокин.

Вот как один из фирменных приемов постмодерниста Владимира Сорокина выведен в книге Михаила Успенского (тоже постмодерниста), «Белый хрен в конопляном поле».



« Сороня не умел ни кувыркаться, ни жонглировать деревянными ложками, ни играть на гуслях посконские веселые песни... Зато он как никто умел испохабить посконские народные сказки. Начинал он сказку обычно, как от пращуров заведено, многие даже скучали. Зато конец присобачивал уж такой. Три богатыря в его переложении начали вдруг убивать совершенно посторонних и невинных людей самыми зверскими и тошнотворными способами, и делали это долго-долго, после чего с помощью чудесного устройства превращались в три козьих катышка, что и было их конечной и высшей целью. Колобок, вместо того чтобы быть ему съеденной лисой, вострым ножом выпускал этой самой лисе кишки и развешивал их по всему лесу, а вволю натешившись, начал успешно уничтожать волка, медведя, зайца, дедушку, бабушку и всю их деревню...»

Конкурс постмодернистов на этом сайте  анонсировала Кобета - великий писатель на манжетах. Она достала из рукава истлевшие рукописи на эмигрантов. Потом взяла интервью у лицемерного  Хельмута, обстёбывая  вопросами о том, как докатилась до жизни такой.

Ждёт с нетерпением, кто пришлёт ей свои работы.

Жду  я тоже. И непременно буду вести репортажи с площадки самой « красивой» женщины сайта, если у неё опять не сладут нервы, и она не уйдёт в подполье. Женжина она ранимая и критики не переносит.

Previous post Next post
Up