Декамерон (Il Decamerone, 1971, Pier Paolo Pasolini)

Feb 02, 2014 16:14



На самом деле, я сам себе удивляюсь, как я посмел писать об этом фильме, ничего не понимая в творчестве великого и ужасного. Некогда я смотрел его "Эдипа", тоже ничего не понял, но фильм меня чем-то зацепил. "Декамерон" был вторым его фильмом, который я решил посмотреть.
Ну что ж... это будет просто ИМХО...
Декамерон - это десять десятков новелл, песен. Так что это песни песен, или притчи притч, или параболы парабол. Нет, всё-таки песен песен о том, как Хуан встретил Марию, о Весне, о любви. И о том, что это прекрасно, и голые тела, познающие любовь и друг друга красивы, даже если тела жирноватые или, наоборот, щуплые. И беззубые рты тоже красивы, когда целуются. Потому что весна и томление духа.
Иногда мне кажется, что если бы после Чёрной смерти не пришло бы Возрождение, то и Западной Европы не было бы, она бы просто вымерла бы, потому что смертность превышала бы рождаемость. но тогда и византия могла бы уцелеть. И всё пошло бы по-другому, включая то, что россия представляла бы собой конгломерат отдельных княжеств и маленьких стран, устапая место под солнцем уже на уровне мордовии, Чувашии и Татарстана.
Но Возрождение явило Европе голое тело, и Боккаччо его воспел, и даже Христа стали изображать физически привлекательным, не говоря уже о Мадонне (У Рафаэля мы можем рассмотреть даже цвет её соска, пардон!). И Европа просто перевернула страницу Средневековья.
А теперь нам являет тело Пазолини. Он не только рассказывает недомолвками о половых органах, но и запросто показывает их нам. Порнография ли это? О да! причём она порнографичней самой порнографии, потому что именно этого хотел Пазолини, сказать нам новое, более откровенное, слово о теле. Кинематографическим языком сказать, и он сказал.
Он сказал, плодитесь и размножайтесь, потому что Весна. А если они будут обвинять нас в порнографии, нам просто надо сказать, что мы любим порнографию. Наверное, самым сильным моментом фильма для меня оказалось то, что ночные сцены на террасе снимались при дневном освещении, потому что именно ночь для влюблённых оказывается днём.
И среди этой всей карусели новелл снимается сам Пазолини в роли Джотто. Он расписывает церковь и финальным аккордом фильма говорит: "Зачем нужно создавать произведения искусства, если так приятно мечтать о них". Эта сцена напомнила мне немецкое слово der Lenz, которое можно перевести на русский как весна, но есть и другое слово die Lenz, которое значит безделье, такое, мечтательное безделье, под сенью цветущих яблонь.
Так что для меня этот фильм именно о Lenz.

Пазолини, Декамерон, cinema

Previous post Next post
Up