Опера - важнейшее из искусств. Без преувеличения. Спросите, почему? Потому что оно в себе синтезирует все остальные виды искусств. В классической оперной постановке кроме, естественно, самих музыки и вокала, присутствует искусство хореографии в виде балетных номеров и танцевальных вставок; народное и церковное пение в виде хора; драмтеатр в виде режиссуры и игры; литература, поэзия и история - в реализации сюжета; живопись и архитектура в виде сценографического оформления; искусство моды и шитья в виде костюмов; имидж-дизайн - в воплощении образов. Не забудем про искусство света и инженерно-технические решения, применяемые для реализации постановочного замысла.
Но, увы, это искусство почему-то считается скучным и сложным для восприятия. Так сказать, только для снобов и профессиональных музыкантов, понимающих нюансы. Это не так! Я вас заставлю полюбить приобщу к опере.
Поговорим сегодня и послушаем сопрано. Сопрано - это высокий женский голос. (Ещё есть голоса пониже - меццо-сопрано и контральто, а в хоре низкие женские голоса называются альтами.) В операх, как правило, певицы-сопрано исполняют главные партии (или, иначе, женские роли). Их героини всегда страдают из-за неразделённой любви и, за редкими исключениями, умирают. Как говорит мой знакомый искусствовед, - зачем писать оперы, если в них никто не умирает? Но это правило не относится к комическим операм, операм-буффа, зингшпилям и опереттам - там как раз всё наоборот и всегда хеппи-энд.
Ниже я выложу топ-10 арий сопрано. Ярких, хороших арий намного больше, я же приведу тут свои любимые и те, которые может чуть чаще у людей на слуху, которые нередко звучат в кинофильмах. К каждой арии я напишу краткий комментарий, о чём поёт героиня и в контексте какого сюжета. Номера и фрагменты я подбирал исходя из качества звучания и картинки - всё чисто субъективно. Итак, поехали!
1. Ария Casta Diva из оперы Винченцо Беллини "Норма" (Norma). Исп. Анжела Георгиу (Angela Gheorghiu).
Действие происходит во времена Римской империи, на её северной окраине среди племени друидов. Верховная жрица племени Норма влюбилась в римского полководца и зачала от него детей, но всё это втайне от всех, ведь жрица должна быть девственницей до конца своих дней. По ходу оперы - череда событий, любовий, измен и печальный финал - жрица перед своим народом саморазоблачается и идёт на костёр. Её возлюбленный отправляется вслед за ней.
В этой арии воззвание жрицы к Пречистой Богине с просьбой о защите и мире в начале оперы, когда ещё ничего не предвещало надвигающейся беды.
2. Ария Un bel dì, vedremo из оперы Джакомо Пуччини "Мадам Баттерфляй" (Madame Butterfly). Исп. Мария Каллас (Maria Callas).
Действие происходит в самом начале 20-го века в Нагасаки, когда патриархальная феодальная Япония только открылась перед Западным миром. Американский лейтенант пароходства заводит шашни с гейшей Чио-Чио-Сан, которую называют Бабочкой (Butterfly), и устраивает с ней брак. Супруга в него втрескалась по-настоящему и в своей наивности не понимает подвоха. Американец отправляется в плавание и обещает когда-нибудь вернуться. Прошли уже все сроки, а его всё нет, но Чио-Чио-Сан упорно продолжает верить в его к ней возвращение, ведь она втайне родила от него дитя.
В этой арии (её ещё называют Гимном Надежде) она об этом и говорит. И он возвращается! Но не один... А со своей настоящей американской женой, да и ещё, узнав о ребёнке, хочет его забрать. Бедной Чио-Чио-Сан не остаётся другого выхода, как сделать себе харакири.
Кстати, интересно, что в год ядерной бомбёжки Нагасаки в 1945 году, мадам Баттерфляй, если бы она не самоубилась, было бы всего 58 лет.
3. Ария Il Dolce Suono из оперы Гаэтано Доницетти "Лючия ди Ламмермур" (Lucia Di Lammermoor). Исп. Притти Йенде (Pretty Yende).
Лорд Генрих Ламмермурский обещал руку своей сестры Лючии богатому лорду Артуру. Но Лючия любит Эдгара, заклятого врага Генриха. Лючию обманом вынуждают выйти замуж за лорда Артура. Но на свадьбе появляется Эдгар. Он видит, что Лючия его предала и в ярости уходит. Лючия сходит с ума, в спальне убивает мужа кинжалом, в окровавленном платье спускается в зал к гостям. Думая, что видит Эдгара, она в безумии к нему взывает и клянётся в своей любви. Конечно же, в лучших традициях жанра, безумие героини в финале приводит к её смерти.
Выше был фрагмент, но на самом деле ария длинная - 14 минут. Номер с безумием Лючии, где ей являются призраки и слышатся голоса птичек, - очень сильный ход маэстро Доницетти. Целиком ария здесь, в исполнении Лизетт Оропеса (Lisette Oropesa):