Клаудио Монтеверди - "Коронация Поппеи"

Apr 13, 2020 12:43

А сегодня я расскажу вам о другой своей любимой опере с фрагментами в картинках видеозаписей из разных постановок. Это барокальная опера Клаудио Монтеверди "Коронация Поппеи". Для начала скажу, что сам композитор считается основоположником оперного искусства. Он, наверняка, не был первым, - первым он остался в истории, потому что сохранились его партитуры, и то, по большей части, только для голосов. Первая известная его опера "Орфей" на мифологический сюжет, как тогда было модно, была написана и поставлена ещё, аж, при жизни Шекспира, в 1607 году.

"Коронация Поппеи" - последняя опера Монтеверди, премьера состоялась в 1642 году. Она же одна из первых опер, поставленных на исторический сюжет. Тем не менее в ней вполне реальные исторические персонажи живут и действуют вместе со своими богами. Вообще, в опере больше 20 персонажей и несколько сюжетных линий, поэтому кратенько расскажу только самые главные коллизии сюжета.

Действие разворачивается в Риме в 62 г. н. э. Главная героиня - Поппея, замужем за другом Нерона - полководцем Оттоном, но стала любовницей императора и мечтает занять место его жены Октавии. Оттон застает жену с Нероном, а философ Сенека отговаривает Нерона бросить жену. Поппея уговаривает Нерона, и тот приказывает Сенеке покончить с собой.

Оскорбленная Октавия склоняет Оттона убить Поппею. Чтобы осуществить этот замысел, Оттон встречается с Друзиллой, брошенной им ради Поппеи, и переодевается в её платье. Он приближается к спящей Поппее и хочет её убить, но её спасает бог Амур. Друзиллу арестовывают, и она берет вину на себя, так как все ещё любит Оттона. Нерон приговаривает её к казни, но тогда Оттон рассказывает правду о том, что на самом деле преступник - он.

Нерон отправляет Оттона в изгнание, Друзилла следует за любимым, а Нерон разводится с Октавией и женится на Поппее. Опера заканчивается любовным дуэтом молодоженов.

----

Ну а теперь, непосредственно к фрагментам с моим переводом совсем вольным пересказом смысла и некоторых нюансов.

Вначале каждая опера, как и драматические спектакли Ренессанса и барокко, имела Пролог, не связанный с сюжетом, но к нему подготавливавшем, в котором объяснялась какая-то мораль. В Прологе этой оперы встречаются две девицы две богини - Фортуна и Добродетель - и выпендриваются, кто на свете всех важнее, и людишкам всех нужнее. Их спор прерывает бог любви - Амур, который заявляет о своем превосходстве надо всеми («Reveritemi, adoratemi»; «Поклоняйтесь мне, пойте мне хвалу») и сейчас докажет это на примере Поппеи, поразив своей стрелой её сердечко.

Партию Амура, прописанную для дисканта (высокий детский голос), ныне в разных постановках исполняют и сопрано, и контратеноры. В данном случае - это альт, а сам фрагмент из фильма-оперы режиссёра Жан-Пьера Поннеля 1979 года.

image Click to view



Вся опера пропитана эротизмом, это, пожалуй, самая сексуальная из всех опер. В этом фрагменте (Signor, deh, non partire!- Господин, не уходи!) Поппея охмуряет императора своими страстями, одержимая желанием стать императрицей, владычицей Римской. Нерон оправдывается, что это пока никак невозможно - он женат на Октавии.
Партия Нерона была прописана для певцов-кастратов, но ныне её поют и теноры, и женщины меццо-сопрано, и контратеноры.
Тут известнейший контратенор Макс Ченчич (Ценчич) и известнейшая сопрано Соня Йончева.

image Click to view



("Disprezzata regina" - Презираемая королева.) Зная об увлечениях муженька, Октавия плачется на свою судьбу. Исполняет известная исполнительница музыки барокко, меццо-сопрано Анн Халленберг.

image Click to view



Известный контратенор Тим Мид в роли брошенного Оттона ноет о своей любви и упрекает свою супругу Поппею за её увлечение Нероном, но воспрепятствовать этой порочной связи не может - в те времена императоры были как боги. Поппея же упрекает мужа в неудачливости и рассказывает, что рождена, чтобы быть королевой и ею станет только с Нероном.

Дирижёр(ша) - Эммануэль Аим (Emmanuelle Haïm), Opéra de Lille (2012)

image Click to view



(Come dolci, signor, come soavi" - Как сладко, господин, как сладко) - соблазняет Нерона Поппея, призывая убить Сенеку, как припятствие на пути к их браку.
Тут маленькая предыстория. Оставленная супругом несчастная жёнушка Октавиа обращается за помощью к Сенеке, влиятельному римскому философу, учителю Нерона, с просьбой посодействовать ей с сохранением брачных уз. Сенека проводит с Нероном воспитательную работу, чтобы образумить распущенного господина, - мол, Сенат и народ не поймёт и не примет нарушение нравственных устоев в государстве, если Нерон не вернётся к супруге. На что император отвечает, - Плевал я на всех, на Сенат, на народ - моя власть на земле от богов!

image Click to view



"Amici è giunta l'ora... / Non morir, Seneca" - Друзья, пришло время... / Не умирай, Сенека)
Старый философ получил приказ от Нерона покончить с собой. Ослушаться он не может, не имеет права - власть Нерона от богов и ослушаться его, это значит не повиноваться богам. Он прощается с друзьями, велит наполнить ванну тёплой водой и дать ему кинжал - красная река выведет его на Небеса Олимп, где обретёт он истинное счастье. Ученики умоляют его не оставлять их, неразумных...

image Click to view



Узнав о смерти философа, Нерон бежит к своему дружку-любовничку поэту Лукану, чтобы тот разделил его радость по сему поводу. Поэт Лукан, кстати, был племянником Сенеки, но это не помешало ему насмехаться над смертью дяди вместе с господином. За кадром ирония судьбы в том, что позднее Нерон, сам писавший стихи, приревновал к поэтическому дару Лукана, и обвинив поэта в государственной измене, приговорил к смертной казни. Бедному Лукану пришлось также как и дядюшке вскрыть себе вены. Вот такие нравы были в "оргические" времена Империи.
В роли Нерона тут, самый, пожалуй, известнейший контратенор Филипп Жарусски.

image Click to view



Устранив соперницу, Октавия сохранила бы свой брак. В этом дуэте брошенная Октавия упрекает брошенного Оттона: Ты - тюфяк, тюлень рогатый. Ты должен отмстить за измену и убить Поппею.

image Click to view



"Dorme l'incauta dorme" - Спит безрассудная, спит, а мне охраняй её! - поёт Амур про свою подшефную Поппею. В это время в опочевальню прокрадывается Оттон с кинжалом, переодетый в женское платье влюблённой в него придворной дамы Друзиллы, (у которой он и похитил его, чтобы бы остаться неузнанным.) Амур останавливает занесённую на удар руку. Просыпается Поппея, просыпается её няня (или кормилица, как тогда было модно) и делает много шума: зовёт народ и стражу и бросается в догонку за убегающим Оттоном.

У Поппеи, как и у Октавии, есть компаньонки - кормилицы, то есть их воспитательницы, сопровождавшие их по жизни. В этой опере эти партии как правило исполняют переодетые мужчины-теноры для придания комичности ситуациям.

В данном фрагменте партию Амура исполняет контратенор Логан Гонсалес, а партию Оттона - барион, а не контратенор.
Интересны технические решения этой сцены. Вот после этого не говорите, что опера - скучный или нудный жанр. :)

image Click to view



Как уже упоминал вначале поста, стражи схватили бедную ни в чём невиноватую Друзиллу и привели на суд. Совесть проснулась в душе Оттона и он признался в содеянном. В предкушении радости нового брака приговор Нерона был мягок - он никого не казнил, а отправил Оттона в изгнание. А заодно, и свою супружницу Октавию.

В этой арии "Addio Roma" - Адью Рома, адью Патриа - изгнанная Октавия прощается с Римом, с Отечеством, с друзьями... Народ сочувствует ей, ибо была она у него в любимицах.

image Click to view



Финальный дуэт о бессмертии в любви "Pur ti Miro". Исполняют император и новая императрица. Опять же за кадром остается окончание этой истории: Нерон ударит беременную Поппею в живот, и она умрёт, его самого убьют заговорщики, и императором станет Оттон.

image Click to view



В сети множество постановок этой оперы, есть также фильм Поннеля - выбирайте по вкусу. Всё.

Монтеверди, опера, классика, барокко

Previous post Next post
Up