Литовская Национальная опера и балет в Риге

Oct 05, 2018 05:33

По случаю 100-летнего юбилея Латвии и Литвы произошёл и культурный обмен в рамках оперных театров двух республик. К нам с гастролями пожаловал Литовский Национальный театр оперы и балета со своими, как говорят, "фирменными" спектаклями. Два из которых два известных вам любителя и ценителя высокого искусства, а конкретно я, jozhik, и enter_pretty не преминули посетить. Итак, отчёт.

Первой у нас была опера. Это был "Дон Карлос" Джузеппе Верди. Кто не помнит, тем я напомню, что именно на эту постановку мы ездили специально в Вильнюс в прошлом году и ушли со спектакля после первого отделения крайне разочарованные. Поэтому не могли не дать этой постановке второй шанс тут в Риге. Скажу сразу, после второго просмотра восторгов не было, а пищи для размышлений было много.


Красивый антураж и аура рижского театра пошли на пользу постановке - в его стенах он смотрелся иначе, чем на родной сцене вильнюсского театра, построенного в 70-е годы советского периода, который нам показался совсем неуютным. К нам, как я понял, всё же приехал первый состав - это тоже плюс, потому что главный персонаж, собственно сам Дон Карлос, в Риге был из исполнителей самым ярким, а вот в Литве год назад как раз самым тусклым, что в общем-то и стало главным поводом для разочарования. К сожалению, мы не приобрели программки, поэтому исполнителей партий я перечислить не могу, разве что упомянуть опознанного нами баса Аскара Абдразакова (солиста Мариинки) в роли короля Филиппа II.

Пели в целом так себе - души моей не порвали. Но тут я не хочу судить и обвинять певцов и перейти к основной причине моего недоумения. Это собственно сама постановка - и музыкальная часть, и режиссура, и сценография, и даже свет и костюмы. Тут всё было мимо, мимо, мимо, и мимо, и мимо. Этот спектакль на вильнюсской сцене ставила международная франко-германская команда, которая за эту постановку получила множество наград, но мне плевать на регалии и награды, у меня есть один критерий - собственное сердце, а вот до него спектакль не добрался.

Саму музыку Верди так безбожно кастрировали обкромсали и перемешали, что я, в общем-то неплохо зная материал, её с трудом считывал. Используемая постановщиками минималистская концепция в данном случае совсем не оправдана, мешала вокалистам нормально петь, а нам - воспринимать пение, а сценографическая часть с претензией на оригинальность была откровенно скучной - можно было на сцену даже не смотреть, там практически ничего не происходило кроме некоторых безумных потуг персонажей, больше похожих на кривляния. И в этом кривлянии было очень много неуместной агрессии. Всё. Больше не хочу тут ругаться, потому что ругаться можно бесконечно. Оставлю только свою оценку 5 из 10 и ссылку на статью профессиональной рецензии, где всё подробно истолковано и мне созвучно: http://operanews.ru/16031405.html
И вот ещё ссылка на саму страничку оперы с именами "виновников" торжества искусства: https://www.opera.lv/ru/postanovka/don-karlos/

Кстати, жалею ли я о второй попытке? Нет, ничуть. Было интересно мысленно воображать некоторые сцены и дорисовывать свою версию хотя бы в рамках предложенной концепции. Музыка Верди шикарная, но неофитам будет сложно - я бы им всё же не рекомендовал идти именно на эту постановку, чтобы не отшибло желания приобщаться к жанру оперы в дальнейшем.

Теперь о балете. Это была современная хореография. Балет "Чюрлёнис" на музыку современного литовского композитора Гедрюса Купрявичуса. И вот тут тоже сразу скажу, что это была "бомба", достойная постановок на самых престижных площадках и фестивалях. И тоже по всем показателям: и по самой музыке композитора, и по исполнению её оркестром, и по хореографической части, и по части сценографической (в том числе и свет, и костюмы). Просто все составляющие части в полной гармонии и унисоне. Вот как с первой сцены какие-то неведомые крючки искусства впились в моё сердце, так до конца его и вытягивали в неведомые высоты.

Это спектакль о жизни и трагической судьбе литовского гения (или "литовского наше всё"), композитора и художника (прежде всего художника) Микалоюса Чюрлёниса. В сценографии (и костюмах) использованы символы с произведений Чюрлёниса. Как-то что-то расписывать - это можно расписывать бесконечно и про постановку, и про музыку, и про гения, поэтому я тут закончу и рекомендую при посещении Вильнюса не пропустить этот спектакль в их театре. Моя оценка 11 из 10. )

На поклонах вышел и сам маэстро, автор музыки, и публика его встретила стоячей овацией, - чтобы в нашем театре холодная и капризная наша публика встала - это на моей памяти всего второй раз, это весьма показательно.

Страничка спектакля в Риге: https://www.opera.lv/ru/postanovka/churlnis/
А сайт литовского театра по-прежнему всё ещё в стадии реконструкции - там чёрт ногу сломит.

Промо-ролик балет "Чюрлёнис".

image Click to view



Спасибо за внимание всем, кто дочитал сии строки. ))

обзор, житие мое, опера, житие наше, ЛНО, балет, культура

Previous post Next post
Up