Итак, отчёт. Две известные вам персоны в моём лице и лице
enter_pretty сподобились на эту сложную оперу. Это гастрольная постановка Эстонской Национальной Оперы (ЭНО) в Латвийской Национальной Опере (ЛНО) в рамках культурного обмена по случаю 100-летнего юбилея двух республик.
Накануне (об этом писал) я настраивал свои уши, потому что опера не совсем обычная. Я не специалист-музыковед, мне трудно назвать стиль, в котором писал композитор Хиндемит - это явно не гармоничные звуки классиков 19-го века, но и не атональная музыка, не какофония, а нечто отдалённо напоминающее Игоря Стравинского или Рихарда Штрауса, но музыка явно с вагнеровскими корнями. Впечатления неоднозначные - воспринималась музыка скорее мозгом, но после рюмки в антракте финальная часть дошла и до сердца.
Тем не менее, смотреть было интересно, - уж больно сюжет закрученный. Это вообще детектив с философским уклоном про ювелира-маньяка, убивавшего покупателей его золотых изделий.
Про пение скажу то же, что и другие опероманы, с которыми удалось обменяться мнениями: мы, рижане, слишком избалованы высоким уровнем исполнителей нашей оперы, чтобы наслаждаться пением эстонцев - так, вежливо послушали, но своими "браво" и цветочками поддержали... Опера сложная, требует недюженных вокальных способностей. Ставить её на сцене было крайне рискованно без крепкой базы. Впрочем, оркестр ЭНО под управлением Vello Pehns звучал хорошо.
Вот замечательно точно высказался по этому поводу наш театральный и музыкальный обозреватель А.Малнач: "Опера П. Хиндемита "Кардильяк" далеко не хит и не могла отозваться в душах зрителей/слушателей на раз два. Написанная в 1926 году в неоклассическом стиле, она требует от слушателя известной подготовки и ещё больше выдержки, а от певцов - выдающихся вокальных данных и техники. Думаю, что ни та, ни другая сторона не обладали в полной мере необходимым инструментарием для воспринятия и, соответственно, представления этого опуса."
Концепт постановки от финского дуэта, режиссёра Vilpu Kiljunens и сценографа-костюмера Kimmo Viskari вполне на уровне. Костюмы - "кукольное" барокко. Это оправданный приём, если знать историю. Опера "Кардильяк" написана по новелле Эрнста Теодора Гофмана «Мадемуазель де Скюдери. Хроника времён Людовика XIV».
Говорят, в Риге было последнее представление этой постановки. Мы рады, что успели познакомиться с музыкой Пауля Хиндемита вживую, так как его оперы на сценических площадках мира ставят крайне редко.
Промо-ролик оперы.
Click to view