Музыка из другой комнаты

Jan 21, 2013 13:00

Не знаю, каким обухом по голове меня шандарахнуло год назад, но внезапно отверзлись мои медвежьи ухи и я вдруг расслышал и полюбил... оперу ( Read more... )

опера, классика, Рамо, барокко

Leave a comment

laurenziana January 20 2013, 19:06:39 UTC
Из Глюка вы наверняка слышали Танец блаженных духов ("Орфей и Эвридика"), даже если и не знали, что это оно. Красивая такая мелодия, вечно ее фоном куда-нибудь воткнут.

P.S. Я не люблю Тарковского - раздражают меня все эти надломы с истерией. Но это не к нему одному претензия - у меня вообще отношения с кинематографом не сложились :)

Reply

jozhik January 20 2013, 19:19:30 UTC
После того, как подсел на оперу, я к кино тоже поостыл. А вообще, на моё ощущение, оно сейчас потихоньку умирает в том классическом виде, каким было всегда. В опере тоже нехорошие тенденции. Когда смотришь и слушаешь постановки 80-х, то нынешние по вокалу сильно проигрывают. Ударились в драматургию, хотя и с ней часто просто беда. Боюсь, что если со свойственной мне прямотой и безапелляционностью буду писать заметки о нынешних постановках, оперные снобы скажут, что я ничего непонимающий дурак.
А до Глюка доберусь. Я конечно многих ещё не слышал, просто привёл в пример наиболее известные имена.

Reply

laurenziana January 20 2013, 19:38:07 UTC
А каким оно было всегда? Я очень мало фильмов смотрела, но у меня сложилось впечатление, что кино довольно сильно менялось, не в последнюю очередь из-за технических усовершенствований, влияние которых в кинематографе важнее, чем в любом другом виде искусства.
В драматургию ударились потому, что количество классики ограничено и ее ставили уже тыщу раз, а современные оперы пользуются примерно такой же популярностью, как и современная академическая музыка. Их, конечно, ставят из "артистических" соображений, но денег на них не сделаешь. Вот и крутятся вокруг одного и того же репертуара - конечно, хочется выпендриться.

Reply

jozhik January 20 2013, 19:47:52 UTC
Не, можно изголяться в репертуарных операх, но сейчас изредка (чуть ли не впервые) ставят многие подзабытые вещи, так там те же "извращения". Пример - "Кастор и Поллукс" Рамо. Там очень закрученный сюжет и много персонажей. Даже если прочитал либретто, всё равно ничего не понять. Все одновременно на сцене и все в одинаковых балахонах. Где какой бог или герой и с бутылкой не разберёшь. )
А кино превратилось в длинные двухчасовые клипы или разговаривающие компьютерные игры для подростков. Ещё европейский арт-хаус не совсем пал.

Reply

laurenziana January 20 2013, 20:01:16 UTC
Ой, с барочными операми там другая заморочка. Типа, это все сочинено так давно и уже так страшно неактуально (кому они вообще интересны,эти боги с героями? только не современному просвещенному человеку, и из школьной программы античность убрали давно, сюжетов никто не знает), что мы щас добавим концептуальных балахонов и хоть тем не дадим зрителю заскучать :)
Кроме шуток, я встречала такое объяснение, только более красивыми словами, в интервью какого-то из этих чудо-постановщиков. Актуализация - это их все.

Reply

jozhik January 20 2013, 20:20:47 UTC
Барочные как раз нужно ставить пока в основном красочными и приближёнными к аутентичным. Там очень важна зрелищность. Пару удачных примеров я тут у себя приводил. А если уж и переносить в наше время, то ни коем разе не в модном нынче минимализме. Хороший пример удачной постановки - тот же Рамо с "Платеей" из Парижской Национальной - лягушка в театре (если видели).

Reply

laurenziana January 20 2013, 20:33:49 UTC
Ну, я вообще минимализм не люблю ни в чем, а оперы как раз поэтому чаще слушаю, чем смотрю, неохота себе видеоряд портить. Но барочная эстетика - это ж настолько против шерсти модернистской "духовности", это ж для них китч. Ибо все, что профану кажется красивым - китч :)
А "Платея" удачная вышла,согласна, но она изначально очень своеобразная опера с довольно уникальным сюжетом. Я думаю, ее именно поэтому легче всего адаптировать к другой реальности - она и к своей не слишком привязана.

Reply

jozhik January 20 2013, 20:45:07 UTC
Ну как фон слушать - для меня опять же Рамо и Монтеверди. Но не больше часа-полтора. Ну ещё Доницетти. Пуччини и Вагнера вообще не могу.
Мне важно всё - и видеть и слышать, и пение и хореография, и сцена и игра. Потому, наверное, я с трудом переношу некоторых исполнителей именно из-за неумения жить на сцене.

Reply

laurenziana January 20 2013, 21:11:08 UTC
Я стараюсь слушать, параллельно глядя в либретто, а то ведь и правда не поймешь, что к чему. Опять же язык подучить можно между делом ))
А так да - если действительно есть на что посмотреть, это совсем другие ощущения. Другое измерение, практически. Только если все время возникает желание найти постановщика и побить его (балахоны - это что, вот красные мини-комбинации в количестве как-то уж совсем трудно игнорировать), даже при отличной игре и пении чувства остаются очень смешанными.

Reply

jozhik January 21 2013, 11:31:04 UTC
Красные комбинации - намёк на Виолетту Нетребкину? ))

Мне тут помогают, устанавливают субтитры прямо под голос. Первый раз хорошо бы читать, а при повторных просмотрах уже и не обязательно.

Reply

laurenziana January 21 2013, 15:32:24 UTC
Нет, я ее не видела, но уверена, что Нетребко комбинации не испортила :) А вот мужики в комбинациях, прямо скажем, не очень смотрятся, даже если их накрасить. Это я про "Армиду" Люлли (Кристи), надо будет написать как-нибудь.

Reply

jozhik January 21 2013, 15:58:21 UTC
Виолетта Нетребкина из Зальцбурга - моя типа первая любовь!)) В метке "Опера" у меня из ютуба даже целая эта опера выложена.
А вот из Люлли только "Кадмуса..." видел их Парижу. Тоже в посте выложил. Очень красивая постановка - аутентичная.

Reply


Leave a comment

Up