Стамериена

Oct 30, 2017 23:35

Себе в памятку, в планы.

Оригинал взят у v_murza в Стамериена
ЛАТВИЙСКИЙ СЛЕД «ГЕПАРДА»


«Путешествия по нескончаемому дворцу длились часами, и им, как настоящим первопроходцам, открывалась терра инкогнита. В самом деле, во многие из затерянных в глубинах замка помещения никогда не ступала нога даже самого дона Фабрицио, впрочем, именно это обстоятельство вызывало у князя чувство определенного удовлетворения и позволяло утверждать, что дворец, который изучен вдоль и поперек, недостоин того, чтобы в нем жить…» (Джузеппе Томази ди Лампедуза, «Гепард»).

Латвийская глубинка является чем-то вроде Клондайка или Эльдорадо для любителей истории и интересных мест. Автору уже доводилось писать, что в радиусе 10-15 км. от выбранной наугад точки на карте маленькой прибалтийской страны найдутся развалины замка крестоносцев, церкви разных конфессий и усадьбы остзейского дворянства. Остается добавить, что для описания судеб их обитателей уж точно понадобится талант Джона Голсуорси.

Это рассказ об одном из открытий непогодливой осени 2017 г.
Деревенька Вецстамериена (Vecstāmeriena) спряталась между двух озер в Гулбенском крае исторической области Видземе. Отсюда до Риги 200 км., а до российской границы всего 70. Сельскую идиллию дополняет запущенный старинный парк, а в нем вашему взору предстанет то ли усадебный дом, то ли дворец, то ли сказочный замок.


Даже архитектурный стиль его определить непросто. Тюдоровская неоготика, французский неоренессанс, модерн с чертами неоклассицизма и ложной готики,- всё перечисленное можно встретить в описаниях поместья Стамериена.

Над входом полустершийся герб владельцев. Явно заметные следы работы времени придают замку какое-то особое грустное очарование.


А в нескольких сотнях метров отсюда, там, где заканчивается парк, в водах озера отражается православная церковь. Очень светлая и радостная, притом единственная действующая в Гулбенском крае.


На ее северном фасаде надпись на русском языке: «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса».


Вот уж точно чудеса! Это Великий прокимен, который поется на Праздник Троицы. Сразу вспоминается: «там русский дух, там Русью пахнет!».

Как выяснилось, пахнет здесь не только Русью, но и Италией. Один из самых знаменитых итальянских романов ХХ в. - «Il Gattopardo» («Гепард») неразрывно связан с этими местами. Его автор, сицилийский аристократ Джузеппе Томази, 12-й герцог Пальма, 11-й князь Лампедуза, барон Мотекьяро, барон делла Торретта (1896-1957), жил в Стамериенском замке и женился на его хозяйке. И даже венчался по православному обычаю под именем Иосифа Юльевича (правда, не здесь, а в Благовещенской церкви Риги). По роману «Гепард» Висконти снял фильм «Леопард», с Бертом Ланкастером, молодыми Аленом Делоном и Клаудией Кардинале.
Но обо всем по порядку.

ШТОМЕРЗЕЕ. НЕМЕЦКИЙ ПОМЕЩИК И ДОЧЬ РУССКОГО ГЕНЕРАЛА
Древний род балтийских немцев фон Вольф прибыл в Лифляндию из Нижней Силезии в XV в. К началу XIX в. семье фон Вольф принадлежало уже 35 поместий на территории современной Латвии. Мыза Штомерзее (немецкое название нынешней Стамериены) в 1802 г. становится собственностью барона Иоганна Готлиба II фон Вольфа (1756-1817) в составе огромного имения Шванебург (Вецгулбене).


Первый владелец Штомерзее бар.Иоганн Готлиб II фон Вольф

Самостоятельным поместьем Штомерзее станет через 7 лет, его наследует младший сын владельца - Генрих Иоганн Фредерик, а замок в нем построит в 1835 г. внук - барон Эдуард Иоганн Готлиб фон Вольф (1817-1883). Его правильнее называть Эдуардом Генриховичем, он перешел в православие, служил в Российской императорской армии и рано вышел в отставку в чине ротмистра.
По большой любви он женится на Софье Потемкиной (1818-1887), дочери Якова Алексеевича Потемкина, героя Отечественной войны 1812 г., славного командира Лейб-гвардии Семеновского полка. Его портрет находится в Военной галерее Зимнего дворца.

Свадьба состоялась 17 августа 1838 г. в Санкт-Петербурге, поселились супруги в Штомерзее. Ольга Яковлевна, выросшая при Императорском Дворе и бывшая близкой подругой Вел. княжны Ольги Николаевны (1822-1892), скучала в лифляндской глубинке, и для нее на берегу озера Эдуард Генрихович построил маленькую деревянную церковь Св. Александра Невского. Позднее, в 1902-1904 гг. первоначальную деревянную церковь перестроили в камне, в стиле русских шатровых храмов XVII в.

У Эдуарда и Софьи фон Вольф было трое детей. Старшая дочь Софья выйдет замуж за графа Эберхарда Цеппелина, брата изобретателя дирижабля гр. Генриха Цеппелина. Сам изобретатель здесь же в замке Штомерзее познакомится со своей будущей женой баронессой Изабеллой фон Вольф из соседнего Шванебурга.

В 1887 г. после смерти родителей хозяином Штомерзее становится младший сын Эдуарда Генриховича и Софьи Яковлевны, барон Борис Эдуардович фон Вольф (1850-1917).


РУССКИЙ ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК И ИТАЛЬЯНСКАЯ ПЕВИЦА
Борис фон Вольф получил прекрасное гуманитарное образование, защитил диссертацию со степенью доктора философии (1881). С 1879 по 1892 гг. был кабинет-секретарем королевы Ольги Николаевны Вюртембергской (дочь Николая I). После ее кончины он вернулся в Россию, где сделал солидную государственную карьеру в Петербурге, дослужившись до директора Александровского Императорского лицея. В 1910 г. был пожалован чином гофмейстера. Тайный советник (2.09.1910).

В 1893 г. Борис Эдуардович познакомился в Дрездене со знаменитой итальянской камерной певицей Аличе Барби (1858-1948).
«Это был тоже огонь, но какою-то внутреннею силою сдержанный. Она пела по-итальянски и по-немецки, пела огромный репертуар, но настоящий духовный воздух её музыкальной души были старые итальянцы - Монтеверди, Кальдара, Дуранте и другие. Эта удивительная старая музыка была тем руслом, в котором Алиса Барби могла показать и жар своей горячей итальянской крови, и строгость классических форм латинской расы. Впоследствии (…) она прибавила к своему репертуару много Шуберта и Брамса. (…) в ней было много внутреннего света, который преображал её; она обладала удивительным даром перевоплощения; она вся менялась в соответствии с тем, что пела»,- так писал о ней директор Императорских театров кн. Сергей Волконский.

Ради брака с бароном Вольфом певица отказалась от музыкальной карьеры и в декабре того же года покинула сцену.


Последний концерт Аличе Барби (20 декабря 1893 г., за роялем Иоганн Брамс)

Их свадьба состоялась 30 января 1894 г. Баронесса переехала в Россию, супруги фон Вольф жили в Петербурге в Косом переулке и в замке Штомерзее. У них родились две дочери, обе на Лазурном берегу в Ницце: старшая Александра (1894-1982) и младшая Ольга (1896-1984).


Алиса фон Вольф с дочерьми. Замок Штомерзее. 1900-е гг.

В 1905 г. замок был разграблен и сожжен взбунтовавшимися латышскими крестьянами; к 1908 г. восстановлен Борисом фон Вольфом, с добавлением элементов палладианства и модерна.
В дни «великой и бескровной» Февральской революции Борис Эдуардович, проходя по Екатерининской площади Петрограда, столкнулся с толпой под красными знаменами. По дорогой обуви он был опознан, как слуга старого режима, и тут же затоптан ногами насмерть осатанелыми пролетариями.
Овдовев, баронесса вышла вторично замуж за сицилианского аристократа Пьетро Томази. Свадьбу сыграли в Лондоне в 1920 г. - именно она и послужила прологом к истории любви ее дочери Александры и ее «вновь приобретенного» племянника Джузеппе Томази ди Лампедуза (1896-1957), будущего классика.

СУДЬБОНОСНАЯ ПОЕЗДКА СИЦИЛИАНЦА «В СЛАВЯНСТВО»
После гибели Бориса фон Вольфа в марте 1917 г. поместье унаследовала его старшая дочь Александра. В 1918 г. она выходит замуж за соседнего помещика Андрея Пилар фон Пильхау, бывшего русского офицера. Брак был заключен, в основным, из деловых соображений. Муж Александры, ставший позднее преуспевающим банкиром, был нетрадиционной ориентации.


Александра фон Вольф, 1919 г.

После ухода немецких войск и вторжения в Латвию в начале 1919 г. частей красной армии остзейским помещикам пришлось спасаться бегством. В 1920 г. после разгрома красных в войне с Польшей, вернувшаяся в страну баронесса Александра фон Вольф получила латвийское гражданство.
Замок Штомерзее был одним из немногих помещичьих особняков, избежавших национализации, проведенной в 1920 г. латвийским правительством, и до 1939 г. оставался во владении семьи фон Вольф.

В 1920-е гг. Александра Борисовна окончила берлинский институт психоанализа и познакомилась с лидерами берлинской школы психологии, а также ездила в столицу психоанализа Вену
В 1925 г. она знакомится в Лондоне с племянником своего отчима Джузеппе Томази ди Лампедуза. К этому времени ее брак из-за многочисленных конфликтов и ссор уже оставался одной лишь видимостью, и сицилианец быстро нашел путь к сердцу хозяйки замка. На рубеже 20-30-х гг. его маршруты отдаляются от западно-европейских столиц и переносятся на Балтику, точнее - в «славянство», как он сам определял новый для него мир Штомерзее (теперь уже Стамериены) и окрестностей..

В 1927 г. Джузеппе предпринимает судьбоносную поездку в имение фон Вольфов, которую описывает в ряде писем к своей новой «тете», Аличе Бьянкери, урожденной Барби. Особенно его поразил замок:
«...Я не мог себе представить, что может быть так красиво, всё так ухожено в Штомерзее - на многие километры это единственный «манор», возвращенный к древнему блеску или хотя бы содержащийся по-господски… внутри, конечно, произошли большие перемены… «холл», в любом случае, чудесным образом остался неповрежденным… Вверху, справа, если подниматься по лестнице, - спальные комнаты Лиси и Андре (я видел кабинет Лиси с мебелью в стиле Людовика XVI, библиотекой по психоанализу и портретом Фрейда)».


Интерьер холла замка Штомерзее (снимок из сети)

10 июля 1931 г. он писал из Варшавы своему палермитанскому другу Бруно Ревелю: «Завтра поеду туда [в Данциг], успокоить мои нервы в добродушной немецкой атмосфере. Потом я снова вернусь в славянство (которое - внимание! - имеет свои достоинства) и мой адрес будет “bei Baron Pilar, Schloss Stomersee - Stameriene (Lettonia)”».


Джузеппе Томази ди Лампедуза и Александра фон Вольф у окна в замке Штомерзее. 1931 г.

24 августа 1932 г., после развода с первым мужем, Александра Борисовна венчается церковным православным браком с Джузеппе Томази ди Лампедуза («Иосифом Юльевичем») в Благовещенском православном храме в Риге.
Перед вводом в Латвию Красной армии в 1939 г. владельцы дворца покинули страну, и смогли ненадолго вернуться лишь в период нацистской оккупации. Практически все имущество фон Вольфов было расхищено.
Зимой 1942/1943 гг. Александра Борисовна окончательно покинула Штомерзее, забрав с собою лишь несколько предметов из утраченного мира, в том числе ампирные вазы, которые она привезла в Палермо.

Супруги ди Лампедуза долгое время жили в съемном доме, так как родовое палаццо Лампедуза при освобождении Сицилии разбомбила американская авиация. В 1944-1947 гг. князь возглавлял сицилийский Красный крест. С этого времени он всё больше времени посвящал литературе; по вечерам супруги читали вслух на пяти языках.


Джузеппе и Александра ди Лампедуза в Палермо

Сестра Александры Борисовны - Ольга тоже вышла замуж за итальянца, дипломата Аугусто Бьянкери-Кьяппори и поселилась в Риме.

«ГЕПАРД»
В 1955 г. у Джузеппе ди Лампедуза окончательно созрела мысль написать роман, взяв за основу биографию своего прадеда, эксцентричного князя-астронома, любознательного и деятельного Джулио Фабрицио Томази ди Лампедуза.
Название романа перешло из родового герба князей Лампедуза, как некий тотем, он же «образ» и самого героя, закономерно перешедший затем и на писателя. Действие происходит в период Рисорджименто - объединения раздробленной Италии. В романе замок Доннафугаты имеет очень много черт замка Штомерзее.

В 1957 г. автор переписывает роман в последний раз, эта версия считается окончательной. В том же году у него обнаружились признаки тяжелой болезни - рака легких. Вместе с супругой он едет в Рим, врачи признают его уже не подлежащим операции. 23 июля 1957 г. князь Джузеппе ди Лампедуза умирает в доме свояченицы Ольги. Похоронен в родовом склепе на кладбище капуцинов в Палермо.
На русский язык роман переводился дважды, с названиями «Леопард» и «Гепард».

Вот что мне показалось удивительным: геральдические звери на гербах ди Лампедуза и фон Вольфов (над входом в замок Стамериены) весьма похожи друг на друга.





Так мы плавно перешли к прогулке по замку Штомерзее - Стамериены.


«...Холл, в любом случае, чудесным образом остался неповрежденным… Вверху, справа, если подниматься по лестнице, - спальные комнаты Лиси и Андре».

В комнатах наверху справа развернута небольшая экспозиция с подлинными вещами конца XIX - нач. XX вв. К сожалению, они не имеют никакого отношения к роду фон Вольф/ди Лампедуза.










Интерьеры 1-го этажа.














В замке очень много пустующих комнат и залов, в нем просто можно заблудиться.







Вид в окно 2-го этажа.


Реставрация здесь все же ведется, но как-то медленно и печально…


ЦЕРКОВЬ С ХРУСТАЛЬНЫМИ КРЕСТАМИ


Каменный храм Св. Александра Невского был построен Борисом Эдуардовичем фон Вольфом и освящен в июне 1904 г. Деньги, как говорят, собирались всем миром, и император Николай II пожертвовал 35 тыс. рублей золотом. Кресты на главном куполе и колокольне украшены крупными кристаллами горного хрусталя, который в солнечный день сверкает, как бриллианты. В мире таких почти нет. К сожалению, погода была пасмурной и поймать удачный кадр не удалось.




В период хрущевской паранойи храм был разорен и разграблен. Сначала в нем хотели устроить дрожжевой завод, потом - фабричный цех, а под конец определили под склад сельхозтехники.

Восстановление церкви началось в середине 1990-х гг. Из Беларуси был привезен большой колокол. Поднимали его на Пасху, при большом стечении народа. Православные из Гулбене передали в храм спасенные малый колокол и крест. 3 декабря 1995 г. в храме состоялось долгожданное первое богослужение. Совершил его настоятель храма в Балви отец Владимир.
Символично, что в 2004 г. накануне столетнего юбилея в храм вернулся один из образов старого иконостаса, на котором запечатлен склоненный Ангел.


Интерьеры храма.




Основные источники.
1. Русская Италия. Сайт историка Михаила Талалая.
2. Гепард. Пост jan_pirx.
Авторские фото - сентябрь 2017 г.

интересности, мир вокруг, Рига-Латвия

Previous post Next post
Up