Давно хотела написать про свои театральные впечатления начала мая.
Еще в конце апреля посмотрела я вожделенное "Укрощение строптивой" Большого театра и "Back to Bach" голландской труппы HET на Dance Open. Также ознакомилась с "Экспонатом" на замечательной Новой сцене Александринского театра. Все эти спектакли были очень хороши, интересны, где-то удивительны (это про Экспонат и номер Affi Марко Гёке в исполнении Марийна Радемакера, где танцор почти весь номер находится спиной к залу - он получил заслуженную овацию).
Но даже на таком прекрасном фоне в моем личном ранжире выделяются впечатления от балета "Пассажир" Варнавы и... "Раймонды" в Мариинке.
От "Раймонды" (9.05, Оксана Скорик - Андрей Ермаков - Юрий Смекалов) ожидала слегка скучного, длинного, красивого и классичного действа, а ушла в восторге от музыки, Раймонды-Оксаны Скорик и парада номеров для женской части труппы.
[Читать про Раймонду] Вообще, пошла я на этот балет затем, чтобы обновить свои музыкальные впечатления; ведь только одну Раймонду мы подробно изучали в муз. училище, поскольку музыка там не в пример многим другим замечательным балетам является ярким примером симфонизма как средства построения формы и драматургического развития. Да, есть "Спящая Красавица" Чайковского и, скажем, "Ромео и Джульетта" Прокофьева, но их не так много, и даже в этом ряду "Раймонда" выделяется.
Много знакомой музыки (Раймонда полна "шлягеров", которые на слуху у многих), разнообразный тематический материал... и как же прекрасны были симфонические картины при опущенном занавесе. (Хотя некоторые люди, идя на балет, считают, что пока занавес не подняли и танцевать не начали - это все еще антракт - беседуют, сидят в интернете... :-).
Музыка адажио из второго акта прямо-таки упоительная. А какой там чудесный марш (видимо, тема рыцаря Де Бриена)! А знаменитая фортепианная вариация Раймонды в венгерском духе, а венгерский танец... Там целые россыпи мелодичной и "вкусной" музыки. Не зря Глазунов мне так нравился в Училище.
Приятно удивила меня Оксана Скорик. Читала про нее много разного, а тут она была такой очаровательной и техничной Раймондой, что меня она увлекла своим образом и заставила не отрываясь смотреть на сцену. Мне кажется, что у нее уже проявляется способность "держать спектакль", и "сценическое присутствие" тоже имеется. Вот, например, одна из вариаций.
А вот Кристина Шапран удивила неприятно. Вместе с Яной Селиной они исполняли партии подруг Раймонды, и такое было ощущение, что Кристина не успевает за Яной, которая, как обычно, делала все очень четко и с фиксацией позы. Пару раз у них даже случился ощутимый рассинхрон. Говорят, в следующем спектакле она не вышла из-за небольшой травмы - может, дело было в этом.
"Пассажир" в хореографии (и частично исполнении) Владимира Варнавы (режиссер спектакля Максим Диденко) я смотрела в Эрарте.
Спектакль, как видно по ссылке, был номинирован на несколько Золотых масок в 2014, и даже получил Маску за лучшую мужскую роль (собственно, Варнава). У Варнавы есть свой канал на youtube, -- и, посмотрев видео, я была впечатлена тем, как здорово он двигается. Причем это именно пластика contemporary, не классическая, но восторга от технической стороны движения у меня было не меньше. Поэтому очень захотелось увидеть это вживую.
[Читать про Пассажир] Спектакль превзошел мои ожидания. Ролики в сети, как выяснилось, совершенно не отражают того впечатления, которое ты получаешь от происходящего на сцене. Наблюдать за раздвоением личности главного героя жутковато, но обаятельно-омерзительный демон, которого станцевал Варнава, просто великолепен.
Когда удается так опосредованно, но в то же время с подкупающей бесхитростностью переживания, передать в пластике сложные процессы, происходящие в психике, причем с подробностями, это производит сильное впечатление. Через танец ты втягиваешься внутрь этого процесса, оставаясь наблюдателем, и с ужасом и восхищением наблюдаешь, как трансформируется главный герой.
Так что если вы любите современный танец, как люблю его я, это надо смотреть.
Я даже приобрела билет на Соло для двоих в Михайловский театр - притом что я не фанат Ивана Васильева и Натальи Осиповой. Но Моцарт-Васильев и Сальери-Варнава в хорегорафии последнего стали для меня неотразимой завлекалочкой.