Хотела написать о нескольких вещах: музыка, одежда и еда.
В этом посте о музыке.
Недавно на концерте осознала еще один навык, который (внезапно оказалось) нам долго прививали в училище - навык профессионального слушания музыки.
Музыка разворачивается во времени.
При этом музыкальное содержание заключено в некую форму (сонатная, трехчастная, рондо, вариации...), которая манифестируется музыкальным материалом, тональным и гармоническим движением (о! я как старая полковая лошадь, услышавшая звук трубы вспомнившая музыковедческий язык).
В бытность в училище анализ музыкальной формы был одним из любимых моих занятий. Временами он мне казался игрой в бисер, что не совсем верно. Игра в бисер - это нечто факультативное, тогда как анализ формы - суровая необходимость.
Дело в том, что музыкальное слушание подразумевает постоянную работу внимания, музыкальной памяти и параллельный онлайн анализ всего, что ты слышишь. То есть по мере того, как разворачивается форма ты (а) слышишь и в общих чертах запоминаешь музыкальный материал, (б) слышишь и фиксируешь движение тонального плана (в сонатной форме, скажем, это один из маркеров главной/побочной партии), держишь в памяти всю эту конструкцию, которая одновременно достраивается.
Параллельным планом идет эмоциональная составляющая, которая как бы сама по себе - тут напрягаться не надо, ты просто купаешься в волнах и движешься в потоке.
За любым текущим музыкальным моментом в 3D перспективе маячит уже отзвучавшее со всей конструкцией взаимосвязей, которую ты успел услышать и осознать.
Этот навык настолько прочно интегрируется в психику по мере получения муз. образования, что не вполне осознается.
Однако это очень ценное и неочевидное умение, без которого в профессии вообще никуда.