...для маленькой такой

May 25, 2007 07:38



Интервью с Вадимом Йовичем
для журнала «Большой секрет»

«…в 17 лет работать санитаром в морге»

Почему вы решили стать врачом-психиатром? Почему именно эта специальность?
Психиатров и, наверно, всех врачей вообще можно условно разделить на три категории: первые - те, кто сами страдают какими-либо расстройствами, вторые - дети врачей и третьи - те, кто попал в психиатрию так же случайно, как и я. После окончания института была ситуация, когда за час нужно было определиться с будущей специализацией, - и после чашки кофе я остановился на психиатрии. О чем до сих пор не жалею.
А врачом я стал потому, что это была мечта моей мамы, и я этому особенно не сопротивлялся. Но это вовсе не значит, что я был пассивным ребенком и делал то, что мне говорили. Просто мама вовремя разглядела во мне будущие врачебные наклонности и направила работать санитаром в морг. Мне тогда было 17 лет. А уже после армии я поступил в мединститут.
Хорошо, а что же тогда стало отправной точкой для съемок фильмов?
Пожалуй, творческий кризис. В детстве, помимо учебы в школе, я всегда что-то делал. Меня интересовали звезды, камни, бабочки, растения,  потом - музыка, рисунки, стихи. Одно увлечение всегда дополняло следующее, и это казалось мне естественным.  
Ну и до сих пор это продолжается. Веду интернет-проект, посвященный творчеству аутсайдеров, есть другие вещи, которые не относятся ни к кино, ни к психиатрии. В 90-е какое-то время играл в театре «Верим!», пел свои песни по квартирникам, фестивалям КСП, участвовал в нескольких рок-н-ролльных проектах, десять лет отдал народной хоровой капелле.
А потом в один момент все остановилось. Это был 1998 год.
Но потом вышло так, что кино синтезировало все мои увлечения. В нем я смог реализовать все прошлые векторы.
Ну а что именно подтолкнуло вас взять в руки камеру? 
Все тот же творческий кризис. Период с 1998 по 2002 год был кошмарным - только работа в больнице. И тогда я купил цифровую камеру. Хотел просто снять на видео маму, чтобы остались какие-то воспоминания. В то же время у меня была пациентка с тяжелым заболеванием, которая очень увлекательно рассказывала разные истории. Одна из них вызвала у меня непрофессиональный интерес. Захотелось об этом рассказать другим, чтобы люди почувствовали, как переживают люди, страдающие душевными расстройствами. Для них это мучение, мы к этому относимся с презрением и недоверием. Это невыносимо только для того человека, который переживает все внутри себя. Для постороннего же наблюдателя - никаких страхов. На этом я и построил концепцию фильма. Итог: была снята 15-минутная короткометражка «The Main History Emili», которую показал в феврале 2003 в джаз-кафе  «Диксиленд».
Сто человек смотрели этот киношный бред. Многие очень странно отреагировали на фильм, сказав, что все увиденное - правда. Возможно, действительно страшно,  когда тебе показывают машины, которые ездят по городу и излучают лучи, вызывающие головную боль и слабость. И все остальное - в таком же духе.
Значит, должный эффект фильм произвел?
Не знаю, но в этот день произошло что-то особенное. Часть зрителей поверила в историю - и это меня больше всего поразило.
Они поверили в неправду?
Получается, да. Но я бы не называл это «неправдой». Я просто  пытался передать внутренний мир героини киноязыком, которым тогда вообще не владел. Но это была правда моей пациентки. Как врач, я избавил ее от этих переживаний,  но решил эту историю отдать зрителям. И раз людям это показалось интересным, значит у меня что-то получилось. И не останавливаясь, начал работать над следующим проектом.
Значит, вы все делали сами - сценарий, монтаж, операторская работа?
К сожалению да. Я бы с удовольствием работал с другими, но в основном народ либо занят, либо хочет денег. К сожалению, я не могу платить кому-то зарплату, потому что  сам на этом ничего не зарабатываю. Хорошо, когда другому нравится то, что ты предлагаешь, и человек соглашается работать на твоих условиях. Так у меня произошло во время съемок второго фильма, когда «на моих условиях» работало огромное количество классных людей.
Но я не скрываю, что потом, когда мы снимали предвыборные и рекламные ролики, за эту работу все получали деньги.
Фух.. а я то думала, что так как это авторское кино, вы сознательно делаете все сами или не доверяете другим.
Почему не доверяю? Я обожаю работать с людьми. Если бы я был скрытным, то просто ходил по городу и что-то снимал. Но я так не делаю. Зачем мне это надо? Я вообще говорю, что кино - это прекрасный способ знакомиться с интересными людьми, путешествовать, и быть счастливым.
Как вы готовитесь к съемкам фильма?
О-о-о. К съемкам - тщательно и основательно. Я быстро снимаю и монтирую, но подготовительный период длится очень долго. Необходимо продумать, что нужно и кто нужен, чтобы во время съемок можно было и успеть дурака повалять (смеется).
У одного интервью с вами было такое название «Я не знiмаю фiльмiв про себе». Вы согласны с этим утверждением?
Я уже говорил, что в фильмах стараюсь рассказать другим о том, что я когда-то узнал, понял, почувствовал или пережил. Но это вовсе не означает, что я снимаю фильм о себе… Скорее,  это «через себя». Пока я имею авторский произвол - я буду продолжать это делать.
А как вы находите актеров для своих фильмов?
Прихожу к человеку, предлагаю работать со мной над безумным проектом, если он соглашается - то здорово, если нет - то пытаюсь как-то его переубедить. Иногда были отказы, но чаще из-за занятости. Я ведь не мучаю людей. Но если человек ко мне попадает - то все меняется. Это как  история с дьяволом - когда он стучится в твою дверь, и ты ему открываешь, но не приглашаешь - он тебе ничего не сделает, а если пригласишь - он зайдет и съест тебя. Так  и я (смеется).
Мои актеры - все знакомые или те, кто потом становятся знакомыми и близкими людьми.
В последнем фильме я работал со  звездой советского кинематографа - Лесем Сердюком. Тарантино в некоторые свои фильмы специально приглашает культовых, но незаслуженно забытых звезд - так невольно получилось и у меня. Лесь -  это мое детство. «Как закалялась сталь», «Их знали только в лицо», десятки фильмов с его участием. Когда он прочел сценарий и согласился на участие в фильме, а я прыгал от радости до потолка вагона электрички. И сейчас, когда встречаемся в Киеве - обнимаемся, целуемся «у сивi вуса».
И многих вы «съели» своим первым полнометражным фильмом? Расскажите о «Каменном Острове». Новшества , как известно, меняют жизнь человека. А ваш первый фильм принес какие-то изменения  вашу жизнь?
Я задумывал фильм «Каменный Остров», когда показывал первую короткометражку. Хотел снять фильм о  любви и человеческой памяти. В основе сюжета - история двоих, - мужчины и женщины, которые стоят перед выбором между любовью и своей судьбой. Эта очень непрофессиональная и странная картина до сих пор имеет своих зрителей. Я знаю, что ее смотрят в одиночестве. А какие изменения? Во-первых, за время работы над фильмом у четверых из девяти участников проекта родились дети, я называю их «детьми Каменного Острова», дай бог им в жизни здоровья и счастья. Почти у всех участников произошли кардинальные перемены в жизни. Некоторые объекты, на которых мы снимали, уже не существуют в природе. А дальше - уже мистика сплошная.

«Фильмы влияют на судьбы людей»

В фильме «Видимость существования» вы рассматриваете редкую психическую патологию  - расстройство множественной личности. А на практике вам доводилось работать с такими пациентами?
Я не знаю, есть ли в Украине или в России хоть одно такое зарегистрированное заболевание. Дело в том, что это расстройство относительно редкое. Оно вроде бы и есть, но диагностируется почему-то в основном только в США. Чем это вызвано - не знаю. У нас в больнице никто  в своей практике не встречал подобного, как и не видел в глаза смирительной рубашки, которую нам пришлось шить для фильма в дорогом ателье. Кстати, ходят слухи, что в этом году у нас в больнице наконец-то появилась одна. Но сам я ее еще не видел.
А почему же вы решили снять фильм об этом?
Дело в том, что я не снимал фильм о психиатрии. Расстройстве множественной личности, которое характеризуется тем, что в одном человеке уживается много разных личностей -это некая метафора того, как мы живем.
Сейчас мы можем быть такими, в других обстоятельствах - иными. Мы постоянно разные.
Вот даже в фильме - врач, пациент и кабинет - это как модель нашего социума, отношение между людьми. Вот ты можешь не играть перед человеком, а быть таким, какой ты есть?
Это попытка ответить, но может быть с еще большим количеством вопросов…
Карты - сквозной образ фильма «Видимость существования». Какую же роль они играют?
Они не играют повествовательной роли, а скорее дают зрителю опору. Основная сюжетная линия - это история, происходящая в кабинете психиатра, в котором осуществляются терапевтические сессии. Вокруг основной истории крутятся истории этих самых «других» личностей. Их герой начинает рассказывать, когда происходит перемена. И зрителю нужно в этом случае помочь. Карты - как осевая линия, где каждый герой раскладывает пасьянс. Классический пасьянс Марии Медичи,  - в три карты. Где-то он показан полностью, где-то нет. Карты объединяют истории всех остальных персонажей. Это вроде нечто простое, но знаковое, как и сами карты в истории человечества.
«Видимость существования» поменяла что-то в вашей жизни?
Работа над полнометражной лентой длится два-три года, и хочешь не хочешь, но за это время изменения происходят в любом случает. Вот только в результате чего они происходят, - это и есть самое интересное. Я заметил, что мои фильмы влияют на судьбы людей и объектов. Это подтвердилось и во втором фильме.
Вот, например, Лесь, перед съемками фильма у него был такой творческий застой, он ведь человек немолодой и уже мало снимался. А после «Видимости» он практически все время проводит на съемках крупных кинопроектов в России. Он просто помолодел и расцвел!

«Сидел  и смотрел бы фильмы! Но нужно успевать  жить и работать»

А что вас вдохновляет? Что вы читаете?
«На труд и на подвиг он нас вдохновит», - это гимн Советского Союза (смеется). Сейчас практически ничего не читаю, к сожалению. Лет до 30 я, наверно, прочел все, что только можно и нужно было прочесть. Очень много читал.
Хотя сейчас, когда я беру в руки книгу и у меня есть хоть секунда, то с удовольствием поглощаю буквы. Просто больше приходится самому писать, чем читать что-либо.
А какие фильмы смотрите?
Все. Ну, кроме «Титаника», «Цирюльника» и других мегаблокбастеров. Я обожаю всякие боевики, триллеры, фильмы ужасов, кошмары. Мелодрамы не люблю. Я уже много успел посмотреть, очень много.
Что тогда больше всего запомнилось?
Прошлой осенью увидел на кинофестивале «Молодость» режиссерский дебют Томми Ли Джонса «Три могилы Мелькиадеса Эстрады». У актера, который снимался в комедиях, получился гениальный фильм, - новый тип вестерна. Это последняя картина, которая меня «убила».
Еще понравился российский фильм «Франц + Полина» - у фильма есть продюсер, бюджет, но это абсолютно некоммерческое кино. Бессмертные и любимые - «Небо над Берлином» Вима Вендерса, «Мертвец» Джима Джармуша, «Жизнь как чудо» Кустурицы, режиссерские работы Клинта Иствуда. Сидел бы и смотрел! Но надо же успевать  жить и работать (смеется).

«Не умею вымаливать деньги у водочных брендов»

А что у вас в планах? Приоткройте завесу…
Последний фильм прошел хорошо, в Киеве и Одессе были полные залы. Но я понял, что надо работать по-другому, и я знаю как. И вот тут началось самое интересное - чтобы снять что-то технически классное, нужны деньги. Ведь каков принцип киноиндустрии? Либо у тебя есть имя, под которое дадут деньги, либо у тебя есть деньги, которые тебе дают имя. Ни того, ни другого не имею (смеется). Зато у меня есть желание и способности.
После всех кинофестивалей у меня была долгая депрессия. А 14 февраля я наконец вышел на улицу, где встретил знакомого, который предложил поехать вместе с ним в экспедицию. Потом родилась идея проекта и чувство реальности того, что я это сделаю.
Какова идея нового фильма?
Я пока держу все это в тайне. Но кое-что могу сказать. На территории СНГ есть несколько аномальных зон,  третья по рейтингу по активности и уникальности - это Медведицкая гряда (Волгоградская область, Россия). Там с давних времен происходят странные вещи: летающие тарелки, огромные подземелья, аномальны зоны. Научное исследование этой зоны началось в начале 70-х годов и до сих пор там больше загадок, чем ответов на вопросы.
И вот этот самый знакомый, предложил поехать с ним экспедицию. Он рассказал, что в 1976 году туда отправилась и бесследно пропала экспедиция из Днепропетровска. Это были молодые ребята, студенты нескольких вузов. И что он - один из родственников кого-то из этой пропавшей экспедиции. У него есть карты этих мест и желание узнать, что же там происходит на самом деле. Он заразил меня это идей.
В общем, сейчас я работаю над сценарием документальной ленты об этой зоне и думаю, она будет не менее увлекательной, чем художественный фильм. Если мы, конечно, оттуда вернемся (смеется).
Обязательно вернетесь! Скажите, как вам на все это хватает времени? И работа, и фильмы, и творчество…
Конечно, не хватает (смеется), но я всегда говорю, что время - это то, что мы с ним делаем. Когда человек озвучивает, что ему не хватает времени - это бред. Значит нужно от чего-то избавляться! Я понимаю, что может и мне придется от чего-то избавляться. Так получается, что если в одном месте у меня идет все хорошо, то в другом все катится вниз.

«Я позволяю себе быть свободным»

Откуда тогда берутся силы? Как вам удается все это совмещать?
Кофе. Сигареты. Виски.
Хороший рецепт. А как вы отдыхаете?
Кофе. Сигареты. Виски (смеется).
С кем бы вы мечтали поработать? Пусть это даже будет мечта.
В этом отношении можно сказать, что я режиссер одного актера, т.к. мечтаю работать и дальше с замечательным украинским актером Русланом Смирновым, который в моих прошлых работах исполнял главные мужские роли. Он всегда одним из первых знакомится со сценарными разработками и принимает участие в процессе написания сценариев. Во время съемок последнего фильма я понял, насколько при моем подходе важны личные качества исполнителя, а не только его звездная профессиональность. 
Что вы цените? В жизни? В людях? В своей работе?
Ценю свободу. Свою и других. Пока имею возможность говорить то что хочу на языке, на котором умею, то буду это делать. Я позволяю себе быть свободным.
Что бы пожелали всем читателям?
Будьте свободными. Я понимаю, трактовка этого слова может быть разная, и не подстрекаю кого-то к анархии, мол, делай, что хочешь, ломай стол, лампу и будешь свободным. Нет! Я вкладываю в это понятие совсем другое. Не ставьте себе преград, и я уверен, вам это вскоре понравится.
У вас есть жизненное кредо? Может умное изречение, которое идет с вами по жизни?
Не припомню. У меня периодически что-то вылезает из головы, типа «Раньше сядешь - больше выпьешь», или «Время - это то, что мы с ним делаем»,  но чтобы сказать, что это мое жизненное кредо. Нет чего-то такого, что словами определяет мою жизнь. У меня нет жизненного слогана. И наверно, это к лучшему.

Беседовала Юлия Тищенко
Журнал «Большой секрет»
г.Днепропетровск.
апрель-май 2007 года.

интервью

Previous post Next post
Up