До вчерашнего дня моей любимой постановкой в нашем театре были
"Куклы". С этого спектакля я начала свои отношения с белгородским драмтеатром (до этого я была в нем еще в шестнадцатилетнем возрасте). Отношения очень теплые и приятные. С тех пор я посмотрела с десяток постановок, но сильнее "Кукол" меня ничто не смогло впечатлить. А второе место в моем рейтинге занимает спектакль "На дне" по пьесе Горького. А знаете, что объединяет два этих спектакля? Режиссер - Валерий Белякович. Поэтому я могу с уверенностью говорить: у меня к Беляковичу особое отношение. Очередной его постановки - "Гамлета" - я очень ждала. А вчера, наконец, посмотрела. И, знаете, первое место "Кукол" в моем рейтинге нынче под вопросом...
Мир, созданный на сцене Беляковичем настолько непохож на классические представления о Дании XVII века, что поначалу я даже усомнилась: а на "Гамлета" ли я пришла? Это же наверняка какая-то ошибка: почему играет такая музыка, почему актеры одеты ТАК??
...Синий свет, дым, свисающие с потолка черные колонны, похожие на гигантские боксерские груши (позже окажется, что это фонари, они будут активно включаться в действо, создавая то ощущение землетрясения, то качки на корабле)... Все. С таким минимальным набором декораций режиссер погружает зрителей в свой сон о Гамлете, принце Датском. Своеобразным элементом декораций являются и актеры массовки, в перебивках исполняющие танцы: завораживающие, нагнетающие, волнующие. И все это происходит под удачно подобранные музыкальные композиции, по звучанию безмерно далекие от времени написания пьесы. В костюмах, выбранных для актеров, также нет и грамма аутентичности. Они выполнены из самых неожиданных материалов: кожи, сетки, брезента. Здесь нет рюш, бархата, золотых узоров, зато можно увидеть актеров, "упакованных" в мешковину с пайетками. Одежда в этой необычной постановке порой тоже превращается в реквизит: связанные с рукавами полы платья как признак сумасшествия, сетчатый капюшон на голове как желание исчезнуть и не видеть мир лжи и пороков. Интересная находка режиссера - маски лицедеев, появляющиеся на сцене в момент приезда к Гамлету актеров и позже то и дело вплетающиеся в действо.
В сюжете - ничего нового. Даже если вы не читали "Гамлета", вы все равно наверняка знаете Офелию, Йорика, "быть или не быть" и истину о том, что хеппи-энда не будет. Козни, душевные терзания, восемь трупов... Все как по книжке. Зато как красиво и необычно!!
Очень порадовали актеры. Дмитрий Беседа отлично справился с ролью Гамлета, ни на секунду не возникло желания даже тихонечко, в платочек, сказать "не верю".
Здесь еще много новичков: Оксана Катанская, Николай Ильдиряков, Алексей Колчев (кстати, всех этих ребят можно увидеть в спектакле "С любовью не шутят", это тоже недавняя премьера, очень рекомендую) - все они справились на "отлично", что уж говорить об актерах старой закалки! Особенно я была впечатлена Виталием Бгавиным: Полоний в его исполнении был маленькой, но ооочень яркой горсткой юмора в этой большой трагедии.
В общем, белгородский «Гамлет» вышел невероятно разносторонним: он придется по душе и любителям классики, и тем, кто предпочитает современные постановки. Очень-очень советую посмотреть!