Выставочный зал Родина. Григорий Новиков принимает поздравления - здесь открылась персональная выставка, посвященная его пятидесятилетию. Юбилей будет через несколько дней, а теплые слова уже звучат. Приглашенные гости говорят о художнике, хвалят его за свежесть и неповторимый стиль.
Насыщенные цвета, крупные мазки, благодаря которым изображение кажется объемным и даже немного живым, - картины Новикова действительно необычны. И сам художник - человек неординарный. На открытие своей выставки он пришел в сценическом костюме царя, который позаимствовал в филармонии - там он сейчас работает сценографом.
"Энергия солнца" - так называется экспозиция. И, едва ступив в выставочный зал, понимаешь, почему. Глядя на эти полотна, теплые, по-летнему яркие, чувствуешь, как оттаиваешь, как, несмотря на холод за окном, к тебе приходит весна, а потом лето, как волосы треплет влажный морской ветер, как вокруг начинает пахнуть свежей травой, южным вином и свежесорванными фруктами.
Значительная часть работ написана на пленэрах. Их Григорий Новиков в своей жизни посетил десятки. Польша, Сербия, Черногория, Германия, города Крыма, - впечатлениями о всех путешествиях художник делится со своим зрителем. Здесь и солнечные пляжи, и крошечные домики, и узкие улочки, и роскошные яхты.
Особенно удачно автору удаются портреты. Кажется, даже цвет фона он подбирает под свою модель, и, глядя на готовый продукт, стараешься угадать характер, настроение персонажа: эта девушка с дреддами - взбалмошная, но почему-то немного грустная, а эта рыжая в момент написания портрета была очень счастлива.
А некоторые картины - просто смешанные краски одного оттенка, которые, казалось бы, и произведениями искусства назвать нельзя, но оторваться от них невозможно. Самая заметная из них, в оранжевых потеках краски, будто бы до краев наполнена той самой энергией - энергией солнца.
На следующий день мы с Григорием Новиковым встретились в его мастерской.
Творческая кухня художника находится в центре города, на двенадцатом этаже. Из окон видно едва ли не весь Белгород.
- Жалко только, что окна здесь маленькие. Света мало. Я ведь не пишу при лампочке. При искусственном освещении не те цвета, я не могу с ним работать, - рассказывает художник.
В мастерской Григория Новикова - рабочий беспорядок. Повсюду - картинные рамки, разнокалиберные кисти и бесчисленные тюбики с краской.
Стены практически голые, но на них видны следы недавно снятых картин: экспонаты юбилейной выставки раньше висели здесь.
А еще тут есть все необходимое для жизни: диван, компьютер, микроволновка, кофеварка, телевизор и даже старый проигрыватель виниловых пластинок.
- Здесь я провожу значительную часть своей жизни. Порой пропадаю целыми неделями, - рассказывает хозяин.
Григорий Новиков варит мне кофе, и мы, наконец, приступаем к беседе.
- Григорий, когда вы поняли, что искусство - это ваше призвание? Наверняка же в детстве были и другие мечты?
- В седьмом классе я мечтал стать крановщиком башенного крана (смеется). Но на самом деле у меня и мама, и папа были профессиональными художниками, так что мне увернуться от этого ремесла было невозможно. Пока пацаны играли в хоккей, мне приходилось корпеть над красками. Позже учился в Железногорском художественном училище и, надо сказать, с каждым днем я все больше влюблялся в свое дело.
Григорий - вольный художник. Он берется только за то, чего ему по-настоящему хочется. Он и архитектор (выставочный зал "Родина", к примеру, построен по его проекту), и живописец, и дизайнер. Какое-то время занимался росписью стен. А еще он любит фотографировать. Своим маленьким фотоаппаратом-мыльницей он порой делает снимки лучше и интереснее, чем фотографы-профессионалы. Впрочем, ему есть что снимать - его географии путешествий может позавидовать каждый.
- Однажды я понял, что если просто буду сидеть в мастерской, я не смогу расти. Я очень люблю живопись. Живопись - это когда на твоем холсте еще, возможно ничего не нарисовано, так, немного синих, белых, черных красок, но почему-то сразу становится понятно: это небо Белгорода, а это Черногории, а это - Белозерска или Крыма. Эту разницу начинаешь замечать только поездив, сравнив, прочувствовав. Поэтому я с удовольствием посещаю всевозможные пленэры.
- Вы бывали во многих странах, однако в разговорах чаще всего упоминаете Черногорию. Почему?
- Просто там воздух, который наиболее близок мне и моей живописи. А еще там я по-настоящему понял, что такое солнце.
Позже мы еще много будем говорить о Черногории. Григорий будет показывать мне снимки, сделанные им на пленэрах, давать послушать музыку, ассоциирующуюся у него с этой солнечной страной.
- У Вас очень узнаваемый стиль. Вы давно его для себя выбрали?
- Я считаю, что себя я еще не нашел. Но должен сказать, что мне не нравится, когда картины переполнены реализмом. Для того, чтобы в точности передавать то, что видишь, существует фотография. Она с этой функцией отлично справляется, и конкурировать с ней смешно и нелепо. Я человек пространства. Я рисую крупным мазком, потому что мне важно передать не картинку, а эмоцию, дать почувствовать воздух и настроение.
- Кстати, ваши картины такие яркие и радостные, что складывается впечатление, будто вы вообще не садитесь писать в плохом настроении, ну или его у вас попросту не бывает.
- У меня часто бывает плохое настроение, но я знаю рецепты, как его изменить буквально за несколько минут. Как правило, в этом мне тоже помогает Черногория.
- То есть это не только оттого, что тематика выставки солнечная?
- На самом деле, солнце - это не тематика выставки, это тематика всей моей жизни.
- Знаю, мы вроде собирались говорить об искусстве, но мне все время хочется расспрашивать вас про другие страны, про впечатления, про людей...
- Сейчас я познакомлю тебя с одним человеком... - говорит Григорий, и уже в следующий момент я разговариваю по "скайпу" с русским художником из Германии. На экране компьютера Григория - Александр. Он живет в деревне с не самым благозвучным для русского человека названием. Обычно это слово неприличные мальчики пишут мелом на заборах. С Александром очень легко и приятно общаться. Мы пьем чай и говорим с ним о хозяине студии в которой я нахожусь, об искусстве и о нашем общем знакомом - польско-немецком художнике
Артуре Клозе, авторе идеи создания книги комиксов о Белгороде и Ополе. Кстати, впервые я познакомилась с Григорием Новиковым на встрече с Артуром и долгое время у меня в голове они не существовали раздельно. Но сейчас с немецким арт-медиа художником у Григория отношения сложные, и говорит он о своем знакомом с неохотой.
Попрощавшись с Александром, мы снова возвращаемся к юбилейному мероприятию.
- На самом деле, эта выставка - совсем не то, чего бы мне хотелось. Я считаю, что следующая не должна быть хоть как-то похожа на эту. Хочется всех удивить. Мне кажется, художник должен ставить удивление зрителя своей главной целью. Он должен стремиться показать людям, что человеческие возможности безграничны и когда кажется, что все уже придумано, все нарисовано, можно найти новый ракурс, новую тональность. Согласись, человека с богатым словарным запасом гораздо приятнее слушать, нежели того, кто свою речь упрощает. С искусством то же самое. Я хочу разнообразить словарь искусства. Чем - будет видно позже.