В начале декабря плей-листы всех любителей пауэр- и викинг- метала пополнились пятью новыми эпическими полотнищами, написанными, возможно, одной из самых недооцененных блэк-формаций, группой «Helheim». Седлайте коней, господа, мы отправляемся в путешествие по тёмным лесам, заснеженным горам и обагрённым кровью полям сражений.
При всей своей недооцененности «Helheim» занимает одну из важнейших позиций на скандинавской метал-сцене. Количество норвежских металлистов, эффективно популяризирующих викинг/блэк-метал в 00-х было крайне мало, и уж тем более не припомню я команд, за исключением легендарных «Bathory», которые бы так свято чтили память о своём прошлом и уважали то наследие, что они от него получили. С каждым новым альбомом «Helheim» раздвигали границы жанра и в итоге выработали свой собственный, неповторимый стиль, основой которому послужил классический викинг-метал конца 80-х годов, усложненный использованием таких редких и колоритных инструментов, как варган и труба. С момента основания группы прошло больше 20 лет, но команда несмотря на все сложности не останавливается и продолжает писать грандиозное музыкальное полотнище о заснеженных равнинах средневекового севера. Очередным продолжением этой эпической саги является и новый, двенадцатый, альбом «Helheim» - «Raunijar».
Я не случайно заговорил о музыкальном полотнище средневекового севера, ведь вся дискография группы, это одно огромное концептуальное произведение, которое делится на главы в виде отдельных альбомов и музыкальных циклов. Команда постоянно развивается и пишет всё новые и новые части глобальной саги. Пластинка, о которой мы ведём речь, исключением не стала. Очевидно, что первый трек «Helheim 9» является девятой по счёту частью путешествия, которое началось в далёком 1999 году на мини-альбоме «Terrorveldet». Также новое творение музыкантов завершает цикл «Asgards Fall», стартовавший на одноименной пластинке «Asgards Fall» в 2010 году.
Как я уже упоминал выше, начинается альбом с положенной на акустическую гитару песни, «Helheim 9». Прозрачно чистый и невероятно эмоциональный трек создаётся посредством двух отточенных голосов, гитариста и басиста группы V’gandr и H’grimnir (имена музыкантов не передаются переводу на русский). В целом, пластинка оказалась под завязку заполнена викинг-хорами, ангельскими дуэтами и прочими вокальными фишками, которые можно расценивать как новое оружие и без того хорошо оснащённом арсенале музыкальной дружины. Понимая, что перформанс с чистыми вокалами разительно выделяется в сравнении с прошлыми альбомами, заглавный трек содержит любопытный фрагмент, а именно «кашель», который после необычной манеры исполнения, как бы саркастически высмеивает новое направление.
Вторая композиция на пластинке, это одноимённый альбому трек, «Rauniar». Классическая композиция в фирменном стиле, которых в репертуаре «Helheim» немало. Точная, выверенная, красивая, атмосферная, но без каких-либо новаторских элементов.
Несмотря на все хвалебные эпитеты в адрес первых двух треков, ключевыми и самыми масштабными являются третья и четвёртая композиции «Asgards Fall III» и «Asgards Fall IV». Первая, начинается мастерскими акустическими переборами а-ля «Ring Of Gold" «Bathory», которые неожиданно обрываются, после чего отдаётся дань уважения более тяжёлому Куортону, с воинственным припевом, масштабными ударными и трубами, а также грандиозным припевом. «Asgards Fall IV»является продолжением предыдущей композиции, вот только героического пафоса здесь на порядок больше, викинг-хоры, вокальные поединки, громоподобные барабаны. На середине всё перечисленное уходит на второй план, уступая место мягким и одновременно агрессивным риффам. Заканчивается эта 25-минутная дилогия неплохим гитарным соло, которое играется поверх хора. Атмосфера викинг-метала ни с чем не сравнима и уникальна по своей сути. Здесь же она достигает своего пика.
Закрывает диск 10-минутный ультра-пафосный трек «Odr» на протяжении которого, накладывается такое невероятное количество вокальных слоёв, что создаётся впечатление, что в студии действительно записывали целую армию. И так на протяжении 8 минут! После которых начинается великолепное скрипично-фортепианное аутро, закрывающее альбом.
В итоге мы получаем достойный образец ныне погибающего музыкального направления, пластинку, у которой нет слабых сторон. Единственный возможный недостаток, это затянутость центральных композиций, но тут уже скорее дело вкуса. «Helheim» продолжают убеждать фанатов и критиков в своем величии, даже после более чем двух десятилетий напряжённой работы, в тот период, когда казалось бы, что в данном направлении уже всё придумано и сыграно.
Максим Демчук