Кто из нас в детстве (а может и до сих пор) не мечтал стать великим? Наверняка, у каждого возникали мысли: «Вот вырасту и буду самой успешной актрисой на планете», или «Полечу в космос и стану еще более известным, чем Гагарин». Однако все наши мечты так и остаются мечтами… И лишь единицы не только фантазируют об успешном будущем, но и стремятся воплотить свои фантазии в жизнь.
[Spoiler (click to open)] К таким единицам и относится студент консерватории Эндрю Нилан в исполнении Майлза Теллера - главный герой драмы «Одержимость». Он уверен, что лежать по направлению к своей мечте - не вариант. К ней надо идти или карабкаться… В общем делать всё возможное и невозможное ради того, чтобы приблизиться к своему идеалу. Всё, что делает Эндрю - это сутками напролет совершенствует мастерство игры на барабанной установке. Его цель - быть в составе самого успешного и перспективного джазового оркестра, которым управляет Торенс Флетчер.
Как много в нашей жизни решает случай… И большинству из нас об этом известно не понаслышке. Иногда просто нужно оказаться в нужное время в нужном месте. Эндрю оказался. И случилось чудо: дирижёр джазового оркестра замечает талант Нилана и берёт его к себе в ученики. Впрочем, этот герой, в исполнении Дж. К. Симмонса заслуживает отдельного внимания. По натуре своей Флетчер - настоящий деспот и тиран. Его точно можно отнести к той категории наставников, которых отчаянно ненавидишь, но благодаря которым способен добиться ошеломительных результатов.
Когда удача, наконец, улыбается молодому человеку, и перед Эндрю открывается дверь в мир большой музыки, парень оказывается неспособен соответствовать всем требованиям своего нового учителя. Требования того оказываются запредельными, истощающими и выжимающими все соки. Но только так, по мнению Флетчера, можно из многообещающего артиста сделать настоящую звезду, коим и хочет стать Нилан. Сюжет картины очень динамичный, а сценарий мастерски миксует домашние проблемы героя с любовными и с ученическими. Все закручено в такую плотную спираль, спускающую постоянно все ниже и ниже в глубину отчаяния Эндрю, а герой вызывает такую близость, что не сочувствовать ему просто невозможно. Переживая вместе с ним все превратности судьбы, искренне болеешь, чтобы, в конце концов, он достиг таки своей мечты.
Неожиданные повороты сюжета чередуются с фантастическими музыкальными номерами, смонтированными настолько точно и ярко, что захватывает дух. События развиваются стремительно, но последовательно, не давая передохнуть. Даже в более или менее спокойных сценах режиссер ищет пространство для интересных находок: операторских, цветовых или музыкальных. Отвести глаза от «Одержимости» не получится еще долгое время после просмотра: фильм по-настоящему западает в душу. Это сильное кино. Оставляющее душу в смятении, а разум в размышлении. Бьющее наповал. Открывающее глаза. Которое можно, нужно и важно не просто посмотреть, но и понять. P.S. Оригинальное название фильма - «Whiplash», что в переводе с английского - «плеть, хлыст». Название дано в честь инструментальной джазовой пьесы, не раз звучавшей в фильме. В русской версии название поменяли, и это тот редкий случай, когда это было сделано крайне грамотно. Одержимость - то слово, которое ёмко и как нельзя лучше характеризует этот фильм.