Воркшоп «День труда» или как красиво снять печеньки
May 05, 2015 22:08
Быть студеном-журналистом весьма интересно. Когда приходишь в университет на журфак, то в голове все равно есть примерное представление того, в какой именно сфере журналистики тебе хотелось бы работать. И, конечно, в реальности все оказывается совсем не так. Я всегда ощущал себя радийщиком. Но моя одногруппница Дарья спросила меня, знаю ли я хороших операторов-журналистов. Сказав несколько имен, Даша ответила, что они все или заняты, или не хотят участвовать в каком-то конкурсе…. и на следующий день я уже слушал от руководителя нашей команды то, что должен буду делать на этом самом загадочном конкурсе.
[Spoiler (click to open)] Оказалось, что это - кинофестиваль всероссийского масштаба, который проводится впервые и почему-то именно в Челябинске. Название ему «Человек труда». Суть в том, что молодые и не очень кинематографисты со всей страны должны были снять фильм про «человека труда», затем отправить свои работы на оценку жюри, после из этих короткометражек выбирали лучшие, а уже в Челябинске проходило награждение лучших из лучших.
Всё это растянулось на три дня, во время которых были проведены мастер-классы от молодых специалистов и состоявшихся профессионалов в сфере кино. Чтобы понять масштабы конкурса, стоило пройти/проехать по центру города и увидеть огромное количество вывесок и расклеек с символикой «Человек труда». Чего уж там, почти весь «Мегаполис» внутри стал «пристанищем» кинематографистов на эти три дня. Одним из пунктов программы был воркшоп «День труда: от идеи до реализации». Его суть состояла в следующем: за три дня группа участников должна полостью снять видео, как это понятно из названия, от идеи до реализации. Всего было три рабочих группы, каждая из которых состояла из студентов разных вузов Челябинска: ЧелГУ, ЧГАКИ И ЮУрГУ. Также были даны три площадки для съемок: цинковый завод, часовой завод и кондитерская фабрика. Они были разыграны с помощью жребия, который был благосклонен к нашей команде. Нам досталось самое сладкое - кондитерская фабрика. Отличием нашей рабочей группы от остальных было в том, что большинство из нас или имело совсем небольшой опыт работы с камерой, или не имело вовсе. Я, пожалуй, отнес бы себя к чему-то среднему между этим: камеру в руке я держал всего пару раз. Всего же в нашей команде было два оператора, два режиссера, звукорежиссер и человек, отвечающий за нашу координацию в пространстве. С самого первого дня воркшопа мы попали в достаточно дружную, интересную, но почти незнакомую атмосферу кинематографа. Это вам не тележурналистика, где можно просто отснять людей, синхроны, всё это склеить, и получится сюжет. Здесь нужен так называемый конфликт, с сочинением которого у нас возникли большие проблемы. Мы придумывали большое количество идей, но сути самого будущего видеофильма понять не могли. С горем пополам, остановились на конкретной теме противостояния машина-человек. Все были в предвкушении первого и единственного дня съемок на кондитерской фабрике. Кстати, что она из себя представляет: это несколько цехов, между которыми находится ухоженная территория с подстриженными газонами и с сильнейшим запахом ванилина повсюду. Поначалу он так и манит, хочется попробовать всё, что идет по конвейеру: от леденцов до круасанов. Но через 8 часов съемки желание только одно - поскорее уехать отсюда и еще неделю не есть ничего сладкого. Моя бабушка всю жизнь была кондитером и не любила сладкое. Только спустя много лет я понял, почему она так к нему относилась. Находиться по десять часов несколько раз в неделю в «сладкой» атмосфере - задача не из легких. Тем более всё то, чем занимаются кондитеры - нудная и однообразная работа. Но вернемся к самой съемке.
Когда я увидел камеру, с которой должен был целый день бегать, мое первое впечатление было, что это какой-то пулемет. Я видел репортерскую аппаратуру, но прямого дела с ней не имел. Как оказалось, это только внешность у нее такая устрашающая - камера оказалась очень послушной и помогла снять отличные кадры. Во время съемки мы разделились на две команды, в каждую входил оператор и режиссер. Если бы мы этого не сделали, то точно остались бы до ночи. Нашей задача состояла в следующем: нам нужно было снять как людей, особенности их работы, а именно то, что некоторые процессы люди выполняют вручную, так и нужно было отметить то, что машины тоже участвуют в производстве. Мы настолько наслушались звуков разных механизмов, что оператору проекта Дарье Шишмаренковой несколько ночей подряд снился весь процесс изготовления кондитерских изделий: - Это такой кошмар! Меня каждую ночь преследовали звуки гильотины (машины, которые разрезают тесто на печеньки) и аромат сырых дрожжей. Я уж было подумала, что сошла с ума окончательно. Благо спустя неделю эти ужасы прекратились. Большую работу на себя взяла звукорежиссер проекта Эльмира Янгалина. Её задача заключалась в том, что она должна была ходить по всему заводу, записывать звуки работающих механизмов, а также разговаривать с сотрудниками цехов: - Пока я ходила и разговаривала с работницами цеха, у меня сложилось такое впечатление, что у меня здесь находится сразу несколько тетушек. Некоторые столько рассказывали! И самое главное, что в их словах была слышна искренность. Теперь я знаю, если не получится с журналистикой, то у меня есть место, где меня с радостью примут на работу! (смеется). Когда съемочный процесс подошел к концу, все были вынуждены поехать в лабораторию телерадиовещания ЧелГУ, чтобы начать монтаж. Даже было принято коллективное решение купить «Дошираки» и всем вместе, за одним столом, устроить студенческий ужин. Первый рабочий день прошел весело, но все очень устали, потому что пришлось задержаться с фильмом практически до двенадцати ночи. На следующее утро практически все пришли молча и какое-то время просто старались проснуться. Но затягивать со сдачей фильма было нельзя, потому что, опять-таки, у нас не было выбора, перед нами стоял дедлайн: в три часа дня видео должно быть полностью смонтировано. Как ни странно, мы смогли справиться с поставленной задачей: по ходу работы нам приходилось учиться тому, чего мы никогда не делали, тому, чему нас не учили в принципе и, скорее всего, не собираются учить в будущем. Это самый верный способ научиться снимать, монтировать, пусть и не журналистский материал.
А впереди нас ждало то, ради чего и проводился этот воркшоп - показ фильма в «Мегазале» РК «Мегаполис» и обсуждение работ. Как мы все и предполагали, похвалы фильмам, скорее, были просто формальностью. Но главное - это ощущение от того, что смотришь свои кадры, которые сам же и снял, на большом экране.
В любом деле главное - получать удовольствие. Если есть удовлетворение от работы, значит, она удалась. И еще важно видеть блеск в глазах - я его увидел у каждого товарища по команде. Я доволен, хочу еще. И еще, надеюсь, будет. Михаил Иванов Фото: Станислав Кикосов