Создается впечатление, что отечественно кино - это только глупые комедии и черновой архтаус. И больше ничего. Только если комедии собирают у экранов всех и каждого, то артхаус - удел интеллигентов. Потягивая кофе, они восхищаются мастерством оператора, сценариста, режиссера. Мол, как все по-кафкиански. Одним словом - шедевр. Твердят это только те, кто учились в престижных гимназиях и не нюхали, как говорится пороха. По достоинству, оценить картины аля «камера-трясучка, дети-сволочи, чернуха-бытовуха» могут только люди, с которых пишут эти картины.
Правдивость изображения, на мой взгляд, - главный критерий качества кинопродукции. Человек, после просмотра фильма не должен восхищаться операторской работой (это вспомогательный элемент), его должен захватить сценарий, он должен сказать: «Верю». Только тогда можно говорить об успехе фильма.
Я родилась и выросла в маленьком городке, можно сказать деревне. Училась в одной из трех школ нашего города. И как ни странно, ни в одной из них не было и следа беспредела, описываемого Твердовским! В нашем городе есть не то что класс коррекции, есть отдельная коррекционная школа, в которой учатся около сотни детей. И ни один из них не тянет на роль моральных уродов, какими предстают ребята в «Классе коррекции». Ребята участвуют в каждом мероприятии, проводимом в городе, и утирают нос, учащимся простых школ. Выставка талантов коррекционной школы всегда самая яркая и необычная. Несколько лет подряд звание «Лучшего учителя года» получают преподаватели коррекционной школы. Вот она, реальность.
А теперь поговорим о том, что на экране.
Маленький город, простая школа, в ней находится класс коррекции. Для этого класса нет первого сентября, нет линейки. Ребятам отведен коридор, два на два, с классной комнатой и туалетом. Железные прутья преграждают путь обычным детям в эту обитель. Коррекционщикам нельзя ни с кем общаться, разговаривать, они просто варятся в своем тихом междусобойчике. Никакого развития и шанса на исправление. Эти дети вызывают смешанные чувства: жалость, граничащу с отвращением.
Какую цель ставил перед собой автор, рисуя этих ребят? Когда смотришь фильм, создается впечатление, что попал в 18 век, в эпоху развития жанра физиологического очерка. Но «Класс коррекции» слишком черный, даже для этого жанра. Мы уже видели «Школу», нам хватило. Не верю.
Лена Чехова, девочка со страшным диагнозом - миопатия, после десяти лет заточения идет в школу. Казалось бы, как все светло и мило. Но не тут-то было. С первых минут мы понимаем, что Лена слишком открытая и общительная девушка для колясочницы, десять лет проучившейся дома. В первый же день она идет еще с незнакомыми людьми пить, учит ребят просить милостыню, хамит учителям. Она даже завоевывает авторитет, среди одноклассников. И в то же время, она спокойно переживает акт насилия. Не верю.
Антон Соболев - типичный, правдивый образ. «красавчик», «маменькин сынок», «поматросил и бросил» - это все про него. Плюс ко всему бесхарактерный эпилептик. Ничего лишнего. Верю.
Мишка - обычный, как говорится, парень с района. Каждый пятый провинциальный парень такой же, и без травмы головы, как у Мишки. Просто человек, которому ничего не надо в жизни. Но это внешне, а вот что творится у него внутри? На самом деле, Мишка очень ранимый человек. Сожжение коляски - знак протеста. Крик души, если хотите. Но это его не успокоило, весь негатив, который в нем копился он выплеснул на Лену. Навряд ли, он видел что-то хорошее в жизни, и сначала даже не понял своих чувств к Чеховой. Его просто к ней тянуло. Антон дал понять Мише, что он испытывает к Лене, - это влюбленность. Но этот же Антон перешел ему дорогу. Тогда, из ещё несформировавшейся любви вырастает ненависть, агрессия, стремление к первенству. «Ты был с ней? Значит и я буду!». Верю.
Из характеристики Мишки становится понятно, что в фильме присутствует любовная линия. Но здесь даже любовь - темная. Случайные, неудавшиеся связи в туалете, дома, пока нет родителей; выставление из дома; нижнее белье в школе… Я не думаю, что это была любовь. Скорее, подростковый интерес. Попробовать, узнать как это, и что это. Не верю. Это не любовь.
Всех героев картины можно разделить на два типа, прям по Достоевскому. Лена с мамой - «твари дрожащие», а вот одноклассники Лены - «право имеют». Имеют право пить, курить, избивать, насиловать… продолжать? Думаю, не стоит. А вот Лена с мамой все впитывают, как губки. В одной сцене, Лена спрашивает у мамы: «Папа ушел, потому я такая?». Я отвечаю - нет. Потому что мама такая. Бесформенная и бесхарактерная, амёбная. «Ваша Лена чиркает пол, сшейте ей чехлы на колеса» - хорошо, «Класс коррекции на -ном этаже» - ничего страшного, Лена сама поднимется, она умеет, и коляску за собой затащит!», «Нам не хватило металла на пандус» - ничего страшного, мы итак нормально поднимались, «Вот нижнее белье Вашей дочери, заберите» - как скажете, «Ваша дочь никуда не годится, весь класс допущен к ЕГЭ, а она нет» - хорошо, пойду помою пол. А с другой стороны Мишка, Витька, Митька и Оля, которым можно ложиться под поезд, жечь коляски и насиловать детей. Именно этот эпизод насилия, вернее попытки изнасилования Лены, и толкнул меня на написание этой рецензии. Меня поразила не сама сцена насилия, а реакция семейства Чеховых, переживших этот ужас. Как может отреагировать мама, нашедшая свою дочь-колясочницу избитой, и с явными признаками насильственного сексуального акта? Да она, по-видимому даже ни о чем не поинтересовалась. На следующий день, она как ни в чем не бывало идет с дочерью в школу. А Лена, та над которой надругались самым жестоки образом люди, которых она считала своими друзьями, просто спрашивает у Мишки: «Что я тебе сделала?». Да разве такое возможно?! Семья Чеховых что, - буддисты? Мотаются по кругу Сансары? Главная цель их жизни - страдания? Получается, что так. Не верю.
«Лучик света в царстве тьмы» - Людмила Николаевна, классный руководитель. Самый правдивый портрет. Женщина, которая по-настоящему переживает за свой класс. В ней чувствуется доброта. Она мне очень напомнила Ольгу Николаевну Бородулину, которая преподает в карабашской коррекционной школе. Верю.
Итого, 4:3. Вердикт - «Не верю». Не верю характерам и обстановке, а это главное в фильме.
Может у меня устаревшие взгляды, но я не вижу искусства в ужасном. Главная цель искусства - вдохновлять. Чем может вдохновить «Класс коррекции», на какие мысли может натолкнуть? Лишь на то, что у нас все так плохо и ужасно. Я оглядываюсь вокруг. Нет, все совсем не так, как показывают. Как по мне, так лучше смотреть романтические комедии и думать о хорошем. Мысли-то материальны.
Лиана Цецхладзе